Вот так мы и пилотируем

Экономика и финансы
Москва, 29.09.2003
«Эксперт» №36 (389)
Констатируя, до какой степени российская власть не умеет стимулировать средний бизнес, промышленное производство - да что угодно - в Калининградской области, мы попусту колеблем воздух. А в Курганской области она умеет все это стимулировать?

Прочитанная нами только что статья о Калининградской области и так грустна, а мне показалась и того грустнее: два с небольшим года назад я ходил по тому же городу и беседовал с теми же, в общем-то, людьми - и тогда ситуация внушала много больше надежд. Хотя уже тогда внушала опасения.

Уже тогда было ясно, как мало Россия в лице своего эксклава готова к тому, чтобы оказаться в кольце бесчисленных законов ЕС, регулирующих все что угодно, от визового режима до шумности самолетов, каким-то непременно отяготительным для нас образом. Уже тогда было очевидно, что Москва не выказывает ни малейшего понимания нужд региона, без конца перетряхивая и без того не очень богатые умом регуляции, обеспечивающие региону хоть какое-то выживание. Уже тогда било в глаза нарастающее отчуждение жителей области от страны, гражданами которой они являются.

Но тогда, повторяю, было больше надежды. Все мои тамошние собеседники - и чиновники, и предприниматели - были под сильным впечатлением от появления в официальных документах многообещающей формулировки: Калининградская область - пилотный регион России. Мол, именно на примере своего эксклава Россия будет отрабатывать способы включения в европейскую интеграцию. Этот, действительно здравый, подход внушал ожидания - как выяснилось, завышенные. Чудес высшего пилотажа власть не продемонстрировала: ей все кажется, что спешить некуда. Это оттуда, с пятачка между Литвой и Польшей, очевидно, что третьего не дано: либо мы присоединяемся к Европе, либо она от нас будет жестко отгораживаться. Из Москвы такая - предельно конкретная! - постановка вопроса все еще кажется слишком абстрактной. Никаких телодвижений, которые показали бы Калининграду ли, Европе ли, самой ли Москве, что проблема хотя бы принимается в расчет, Москва так и не сделала.

Нет, за истекшие годы были и достижения. Точнее говоря, одно достижение: с горем пополам разрешена проблема с транзитом через Литву граждан России, едущих в Калининград и из него. Но слишком уж радоваться тут нечему. Во-первых, в решении этой проблемы Европа была заинтересована больше нас: запугав саму себя ярко намалеванной картинкой спидо-наркотического гнойника посреди своих стерильных просторов, она никак не захотела бы слишком уж затруднять нежелательным для себя персонам путь восвояси. Во-вторых, нам пришлось использовать предпоследнее, не считая собственно войны, дипломатическое оружие - давление личным авторитетом президента России; хорошая дипломатия обычно выглядит иначе. Наконец, найденный компромисс терпим, но отнюдь не праздничен. Хорошо бы нам к дальнейшим дипломатическим баталиям подготовиться хоть капельку получше.

Что же до экономической ситуации в регионе, то она оказывается, на мой взгляд, приговором всей череде наших бесконечных реформ. Калининградцы говорили и говорят, что у Москвы нет продуманной политики по отношению к проблемам эксклава. Это действительно так, но тут лишь следствие, а не причина. У России в самом западном ее регионе, конечно, должна быть несколько специфиче

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (389) 29 сентября 2003
    Экономическая интеграция
    Содержание:
    Пространство недружелюбия

    Противоречия в отношениях России, Украины, Белоруссии и Казахстана слишком серьезны для того, чтобы их экономический союз был эффективным

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама