Театр на экспорт

Культура
Москва, 29.09.2003
«Эксперт» №36 (389)
В Москве закончился второй фестиваль "Новая драма". Отечественные пьесы успешно осваивают мировой театральный рынок

Главный итог "Новой драмы-2003" - российские драматурги доказали, что могут успешно конкурировать с зарубежными коллегами. Отечественные авторы наконец-то перестали искать особый, третий путь для нашей драматургии и научились производить вполне "форматные", как выражаются в шоу-бизнесе, пьесы.

Формат новой драмы - это краткость, проблемность и юмор. Пьеса должна быть коротенькой: больше двух часов современный зритель в театре высидеть не в состоянии. Она должна поднимать актуальную проблему - например, война в Чечне или клонирование. Связный сюжет не требуется - его может заменить гроздь сценок, связанных идеей пьесы. Все это необходимо сдобрить дюжиной острот, чтобы публике было легче переваривать услышанное. Всем этим требованиям большинство новых русских драм соответствует идеально. Это сулит им реальный успех на мировом театральном рынке.

Путешествие в ад

Пьесы, представленные на фестивале, независимо от места производства были похожи не только по форме, но и по содержанию. Одно из забавных совпадений - сразу два спектакля в фестивальной программе были своеобразным римейком "Божественной комедии". Тридцатипятилетний классик македонского театра Деян Дуковски, автор кинохита "Пороховая бочка", написал сюрреалистическую пьесу "Твою мать, кто первым начал?!". В ней простые смертные общаются с богом, ангелами, чертями. Стреляются, спорят о смысле жизни и занимаются сексом с такими колоритными персонажами, как Доктор Фаллус. Действие перебрасывается из ада в рай, с земли в чистилище, и везде оказывается несладко - и в этом мире, и в ином все врут, воюют и ругаются нехорошими словами. Что тот мир, что этот - как сказал бы кумир молодых драматургов Бертольт Брехт.

Тридцатичетырехлетний Максим Курочкин, самый раскрученный драматург своего поколения, автор хитовой "Кухни", написал пьесу "Трансфер" про нисхождение в ад. Выглядит путешествие в загробный мир как обычная турпоездка. Герой, новый русский, захандрил и решил прошвырнуться по преисподней. Переговорил с "представителями принимающей стороны", выяснил условия и цены. Съездил, поглазел на достопримечательности ("А где Лета, а где Стикс? Где речки-то?!" - возмущался его любознательный спутник), поболтал с чертями, пообщался с самим господом богом и вернулся домой.

Это совпадение не случайно. Просто к сочинению пьес, как и вообще к литературному труду, в России стали относиться со здоровым профессионализмом. Это уже не столько творчество, сколько производство качественного театрального продукта, полностью соответствующего мировым стандартам. Драматурги наперегонки гоняются за модными темами и наперебой подхватывают актуальные сюжеты. Дуковски и Курочкин осваивают метафизику. Грегори Берк (Шотландия) и Рут Маркграф (США) разрабатывают тему нелегкой жизни шахтеров. А Рабсон Хланга из Зимбабве в своей пьесе "Кризис плана" и тандем Максим Курочкин-Александр Родионов в "Борьбе молдаван за картонную коробку" обсуждают проблемы нелегальных иммигрантов.

Феминисты

Режиссеры тоже торопятся соответствовать мир

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (389) 29 сентября 2003
    Экономическая интеграция
    Содержание:
    Пространство недружелюбия

    Противоречия в отношениях России, Украины, Белоруссии и Казахстана слишком серьезны для того, чтобы их экономический союз был эффективным

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама