Куб в кубе

29 сентября 2003, 00:00

Проходящая в Третьяковке на Крымском валу выставка "Cubism - Кубизм - Kubismus" - одно из тех событий, которые призваны напомнить: авангард готовится отметить свое столетие.

За эти сто лет кубизм - одно из первых направлений в живописи авангарда - превратился из искусства дерзких первооткрывателей и хулиганов в явление академического порядка. Сегодня кубистические полотна Пикассо и Брака - почтенная классика, обросшая, как амфора на дне морском, бесчисленными ракушками реплик и влияний. Среди этих реплик - русские Малевич, Татлин, Архипенко, Суетин, Клюн. Среди немецких - прежде всего Франц Марк. Из Германии же, из музея Шпренгеля в Ганновере, привезли Лисицкого.

Спору нет, иногда в смотрящих друг на друга полотнах больше различий, чем общих черт. Но кураторский замысел от этого только выигрывает: кубизм предстает не как способ изображать, а как способ видеть, не как стиль, а как метод. Метод анализировать реальность, расслаивая ее на квадраты, треугольники, распознавая в ней кубы, пирамиды, призмы и предъявляя их ошеломленному любителю прекрасного вместо привычных человеческих лиц, деревьев, плодов и букетов.

С тех самых пор любитель прекрасного и сражается с этой преображенной реальностью, пытаясь угадать в результатах художественного анализа что-то, эту реальность напоминающее. Этой битве уже без малого сто лет, и у тех, кто считает, что искусство создано для любования, надежд все меньше. Века любования давно в прошлом. На дворе век аналитики.