Естественный отбор

Рейтинг
Москва, 29.09.2003
«Эксперт» №36 (389)
Привлекать средства через облигации по силам компаниям с минимальными кредитными рисками, способным адекватно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры

Единственная на сегодня возможность привлечь финансирование с фондового рынка - это корпоративные облигации. С 1999 года рынок облигаций развивался по экспоненте. Однако с середины нынешнего лета инвестиционный спрос впервые оказался гораздо ниже предложения. Нарушена многолетняя тенденция. В ожидании низких процентных ставок эмитенты, уже готовые к первичным размещениям, вынуждены были перенести зарегистрированные выпуски на более поздние сроки. Результат - объем размещенных в летние месяцы облигаций в два раза ниже прогнозируемого, а сумма отложенных выпусков превысила годовой оборот первичного рынка 2002 года.

Кризис ликвидности

Еще в начале этого года колебания рыночной конъюнктуры не оказывали значительного влияния на первичный рынок корпоративных облигаций. Эмитенты выпускали облигации практически сразу (через две недели) после регистрации эмиссии в ФКЦБ. Всем казалось, что рынок облигаций способен переварить любой объем размещений. Ежемесячно на рынок выходило пять-десять новых компаний. Воспользовались корпоративными облигациями и крупнейшие предприятия. Из шести десятков эмитентов, которые разместили свои обязательства с января по сентябрь, четырнадцать входят в основной список "Эксперт 200" по объему реализованной продукции, семнадцать компаний - в списке по капитализации.

Эйфория достигла своего пика в апреле-мае 2003 года. На фоне избыточной банковской ликвидности реальные ставки по облигациям стали отрицательными. Сложилась парадоксальная ситуация: банки готовы были фактически приплачивать компаниям за то, чтобы те брали у них взаймы. Реакция российских эмитентов не заставила себя ждать. На июнь-август было запланировано максимальное за всю историю российского рынка число эмиссий на общую сумму почти в 50 млрд рублей. Но только единицы из более чем 60 потенциальных эмитентов успели вовремя разместить облигации с доходностями ниже инфляционного уровня.

С июня рыночная конъюнктура стала стремительно ухудшаться. Недостаток свободной рублевой ликвидности и постепенное ослабление рубля по отношению к доллару привели к сокращению спроса со стороны инвесторов на корпоративные бумаги. Еще в апреле-мае при первичных размещениях спрос стабильно превышал предложение в полтора раза, а в июне это соотношение начало последовательно снижаться и к концу месяца было меньше единицы.

Стало очевидно, что реальная емкость инвестиционного спроса на рынке теперь не более 12-15 млрд рублей в месяц. И ставки финансирования существенно варьируются в зависимости от рыночной конъюнктуры и кредитного качества эмитентов. В таких условиях размещаться большинству компаний оказалось невыгодно. К сожалению, эмитенты поняли это уже постфактум.

Причины нерасторопности

Почему большинство российских компаний не успело разместиться весной, когда долговой рынок лихорадило от избытка ликвидности? Причин две.

Одна - неотработанность организационных процедур у самих эмитентов. Решение об эмиссии облигаций во многих компаниях принимается месяцами. Еще месяца на три растягивае

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (389) 29 сентября 2003
    Экономическая интеграция
    Содержание:
    Пространство недружелюбия

    Противоречия в отношениях России, Украины, Белоруссии и Казахстана слишком серьезны для того, чтобы их экономический союз был эффективным

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама