Нефть и газ

Рейтинг
Москва, 29.09.2003
«Эксперт» №36 (389)
Если не инвестировать в модернизацию нефтегазопереработки, российский топливный комплекс так и останется заложником внешней конъюнктуры

Нефтегазовые компании формируют более половины суммарной выручки предприятий "Эксперт-200". И, казалось бы, нефтяной бизнес в России сейчас развивается весьма успешно. Несмотря на иракский кризис, ситуация на мировом рынке нефти пока остается благоприятной для российских нефтегазовых компаний. Преодолев спад I квартала, цены на нефть большую часть года устойчиво росли (график 1). Объявленный альянс ТНК с British Petroleum и слияние ЮКОСа и "Сибнефти" подхлестнули интерес инвесторов к акциям нефтяных холдингов. За год их капитализация увеличилась более чем на 70%. Однако нефтяники могли бы работать куда более эффективно, если бы в свое время больше инвестировали в развитие нефтепереработки и экспортной инфраструктуры.

Созданные на принципах вертикальной интеграции по аналогии с западными нефтяными гигантами, российские нефтяные компании в большинстве своем так и не стали полноценными вертикально интегрированными структурами.

Бизнес мировых компаний ориентирован прежде всего на глубокую переработку нефти. Основные доходы приносит продажа продуктов нефтепереработки (бензинов, реактивного топлива, масел). Около 60% доходов компании ChevronTexaco создается за счет реализации нефтепродуктов; у Shell доля нефтепродуктов в выручке превышает 75%. При таком подходе контроль над всей бизнес-цепочкой (добыча-переработка-сбыт) приносит максимальную отдачу.

В российской практике все обстоит по-другому. Конечно, структура отечественных нефтяных холдингов предполагает наличие вертикальной интеграции. Однако по сути во главу угла бизнеса всегда ставился экспорт сырой нефти. В лучшем случае - нефтепродуктов низкого уровня переработки. Выручка ЮКОСа, например, на 56,2% формируется за счет продаж нефти, "Сибнефти" - на 51,4%. В экспортных доходах этих компаний доля нефти превышает 70%. Наиболее близок к мировым стандартам "ЛУКойл", получающий за счет продаж продукции нефтепереработки 59,4% суммарного объема реализации.

Нефтепереработка в нефтяных компаниях фактически находится на положении падчерицы. В годы благоприятной конъюнктуры нефтяники любым способом наращивают экспортные поставки сырой нефти, экономя на загрузке своих НПЗ. В результате темпы прироста добычи нефти в последние годы по меньшей мере втрое превышали динамику развития нефтепереработки (график 2). Правда, слабая тенденция к увеличению объемов нефтепереработки просматривается. Но объясняется она вполне тривиально. Техническое состояние российских НПЗ не позволяет им значительно наращивать выработку высококачественных моторных топлив. Зато большим спросом на внешнем рынке пользуется наш мазут. При этом иностранные покупатели чаще всего предпочитают перерабатывать его в более ценные продукты, используя, например, как сырье для нефтехимии. На долю мазута приходится около половины российского экспорта нефтепродуктов. В 2002 году его вывоз из России увеличился почти на 20% при общем росте экспорта нефтепродуктов лишь на 7,4%.

Чрезмерное увлечение нефтехолдингов экспортом сырой нефти влечет за собой недои

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (389) 29 сентября 2003
    Экономическая интеграция
    Содержание:
    Пространство недружелюбия

    Противоречия в отношениях России, Украины, Белоруссии и Казахстана слишком серьезны для того, чтобы их экономический союз был эффективным

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама