Цветная металлургия

Рейтинг
Москва, 29.09.2003
«Эксперт» №36 (389)
Слабая конъюнктура мирового рынка уже второй год сдерживает развитие российских производителей цветных металлов. Компенсировать хотя бы часть потерь позволило развитие перерабатывающих производств

Данные официальной статистики говорят о шестипроцентном росте в отечественной цветной металлургии. Это почти вдвое выше среднего показателя по стране. Однако "Эксперт-200" не столь оптимистичен. Выручка крупнейших компаний этой отрасли увеличилась в 2002 году лишь на 3,7% - многократно меньше общих показателей рейтинга (график 1). Причина столь радикального расхождения оценок - чисто техническая.

Во-первых, официальная статистика по цветной металлургии включает результаты деятельности предприятий золотодобывающей промышленности и индустрии драгоценных металлов и алмазов. В 2002 году эти компании увеличили выпуск продукции более чем на 11%. В нашем же рейтинге компании, занятые в золотодобыче и алмазном бизнесе, рассматриваются отдельно. Согласитесь, довольно странно сравнивать показатели деятельности "Алросы" и тем более гранильных заводов с "Русалом" и Челябинским цинковым заводом.

Во-вторых, Госкомстат фиксирует динамику физических объемов производства. В случае с цветной металлургией слабый прирост выпуска алюминия (1,2% к 2001 году) полностью съедался падением мировых цен на этот продукт. Большую часть 2002 года цены на первичный алюминий падали (график 2). В среднем они уменьшились на 6,5%. Причем компенсировать потери, наращивая экспорт, отечественные производители не могут. За рубеж и так уходит более 80% произведенного в России алюминия. Не балует конъюнктура и предприятия, выпускающие медь. Цены на нее во второй половине года резко упали.

Более устойчивой была конъюнктура рынка никеля. Однако крупнейший производитель этой продукции, ГМК "Норильский никель", тем не менее потерял 1,7% суммарной выручки. Дело в том, что никель является основным, но не единственным металлом в структуре производства ГМК. В 2002 году на долю никеля пришлось 54% суммарной выручки, на медь - 23%, на платину - 13%, на палладий - 6%. Основной причиной снижения выручки ГМК было сокращение объемов продаж драгоценных металлов: палладия - на 86%, платины - на 29%. При этом, если конъюнктура рынка платины была достаточно благоприятной, а снижение выручки от продажи этого металла произошло из-за уменьшения физического объема реализации, то с палладием дела обстояли гораздо хуже. Из-за существенного сокращения спроса на палладий среднегодовая цена на этот металл на мировом рынке в 2002 году снизилась по сравнению с 2001 годом на 44% - с 603 до 337 долларов за тройскую унцию.

Доходы предприятий цветной металлургии могли бы быть в 2002 году еще более скромными, если бы не постепенное развитие переработки металлов в России. Ведь в состав большинства ведущих отечественных холдингов входят и перерабатывающие компании. Они-то в значительной мере и были центрами роста. Так, в 2002 году производство алюминиевого проката увеличилось на 11,7%, медного - на 5,1%, титанового - на 5,6%.

Развитие этого сектора поддерживалось повышением спроса на внутреннем рынке, в частности со стороны транспортного машиностроения, строительства и оборонной промышленности. Правда, доля проката в общем

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (389) 29 сентября 2003
    Экономическая интеграция
    Содержание:
    Пространство недружелюбия

    Противоречия в отношениях России, Украины, Белоруссии и Казахстана слишком серьезны для того, чтобы их экономический союз был эффективным

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама