Химия

Рейтинг
Москва, 29.09.2003
«Эксперт» №36 (389)
Конъюнктурный спад и слабый внутренний рынок привели химическую промышленность к стагнации. Залогом роста в будущем могут стать консолидация российского АПК и технологическая кооперация с западными компаниями

Последние два года химическая промышленность является аутсайдером рейтинга с точки зрения как динамики, так и эффективности. И хотя дела у крупных химических предприятий идут лучше по сравнению с менее крупными компаниями, данные "Эксперт-200" в очередной раз свидетельствуют об ухудшении их основных бизнес-параметров (график 1).

Конъюнктура и антидемпинг - одна из основных причин стагнации. Наиболее показателен пример производителей минеральных удобрений. Применительно к химической промышленности этот сегмент играет такую же ключевую роль, как добыча нефти для экономики России. Их доля в суммарном экспорте химических продуктов из России превышает 34%. Общий объем продаж за рубеж достигает 1,7 млрд долларов. Однако в нынешнем рейтинге позиции агрохимических компаний серьезно пошатнулись. Рост доходов производителей удобрений составил всего 1,3% (в долларовом исчислении налицо вообще падение доходов), рентабельность упала вдвое.

Виновата прежде всего конъюнктура. Цены, например, на азотные удобрения (а на них приходится свыше 45% общероссийского производства и экспорта всех видов удобрений) в 2002 году неуклонно снижались. В итоге средний уровень экспортных цен на эту продукцию упал за год на 10% (график 2). Потери не удалось компенсировать даже за счет наращивания физических объемов поставок. Общие доходы от экспорта азотных удобрений упали на 6,6%.

Однако конъюнктурные спады - явление естественное и преходящее. Более того, эксперты сходятся на том, что в скором времени спрос на удобрения в мире будет активно расти. Но в полной мере воспользоваться этим благоприятным обстоятельством российские компании вряд ли успеют. Ведь страны, традиционно импортировавшие удобрения из России, активно строят собственные заводы. А построив их, принимают меры по защите собственных предпринимателей от конкуренции со стороны иностранцев. Даже на рынках таких стран, как Китай и Болгария, российские агрохимические компании становятся персонами non grata. Не говоря уже о государствах ЕС и США, которые в течение последних лет до предела ужесточили антидемпинговые процедуры в отношении российских удобрений.

Некоторые российские компании пытаются обойти установленные ограничения, приобретая активы за рубежом. В 2001 году холдинг "Акрон" купил одно из крупных химических предприятий Китая. Это позволило компании закрепиться на стратегически важном китайском рынке. Аналогичным образом поступил и "Еврохим", включив в свой состав литовскую компанию "Лифоса". Тем не менее в обозримом будущем путь к иностранному потребителю для отечественных производителей удобрений будет все более сложным.

Внутренний спрос - вот залог долговременного развития отрасли. А здесь пока реальный прогресс не слишком заметен. Доля российских потребителей в общем объеме производства минеральных удобрений в течение последних пяти лет не превышает 20-25%. В отдельных видах удобрений (прежде всего фосфорных) на экспорт отправляется 95% произведенной продукции. Российские сельхозпроизводители зачастую не в

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (389) 29 сентября 2003
    Экономическая интеграция
    Содержание:
    Пространство недружелюбия

    Противоречия в отношениях России, Украины, Белоруссии и Казахстана слишком серьезны для того, чтобы их экономический союз был эффективным

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама