Машиностроение

Рейтинг
Москва, 29.09.2003
«Эксперт» №36 (389)
Центрами роста в машиностроении остаются предприятия, ориентированные на ТЭК и ВПК. В перспективе ускорить динамику отрасли сможет консолидация в сельскохозяйственном машиностроении

Судя по статистике, российские машиностроительные компании сейчас не в лучшей форме. И данные Госкомстата, и наш рейтинг свидетельствуют о падении темпов роста в отрасли и о снижении рентабельности машиностроительного бизнеса в 2002 году. Суммарная выручка 41 машиностроительной компании, вошедшей в этом году в "Эксперт-200", выросла лишь на 11,8%. Темпы роста крупного машиностроительного бизнеса по сравнению с предыдущим годом сократились более чем в два раза (график 1). Однако о кризисе говорить неуместно. Как раз сегодня машиностроительный комплекс постепенно приобретает ту конфигурацию, которая в будущем позволит ему достаточно быстро развиваться. И главное место в ней, похоже, будет принадлежать предприятиям, производящим технику для ТЭК, ВПК и сельского хозяйства.

Автопром стал основным виновником застоя отрасли. Автозаводы обеспечивают почти половину продаж машиностроительного сектора нашего рейтинга. Их доходы по сравнению с предыдущим годом не только не выросли, но несколько уменьшились даже в рублях (спад составил 0,5%).

Регулярно повышая цены на свою продукцию и прекращая выпуск наиболее дешевых моделей, АвтоВАЗ теряет свое единственное конкурентное преимущество и планомерно уходит из самого дешевого сегмента рынка, расчищая место для российских и иностранных конкурентов. Как раз это направление очень интересует "Ижмаш-Авто", который предлагает потребителям весьма доступные автомобили. Во многом за счет освоения этой ниши в 2002 году выручка группы "Ижмаш" увеличились почти вдвое.

Сельхозтехника гораздо в большей степени заслуживает поддержки правительства, нежели автопром. Сельскохозяйственное машиностроение, отброшенное кризисом, потихоньку начинает набирать обороты. Отрасль консолидируется. Конечно, этот процесс требует времени, однако первые результаты заметны уже сейчас. В этом году в "Эксперт-200" вошли три крупнейшие компании - "Ростсельмаш" (83-я позиция в рейтинге), Агромашхолдинг (в предыдущих рейтингах - "Сибмашхолдинг", 80-е место,) и Челябинский тракторный завод "Уралтрак" (120-я позиция). Четвертый крупный игрок на рынке сельхозтехники - компания "Промтрак" - пока не попал в число 200 ведущих корпораций России. До порогового значения объема реализованной продукции ему не хватило совсем чуть-чуть. В среднем доходы этих компаний в 2002 году увеличились на 9,6%. И рентабельность бизнеса более чем умеренная (всего 1,6%). Но наверстать свое эти предприятия могут уже довольно скоро.

Во-первых, за счет экспансии на постсоветском пространстве. В начале 2003 года в состав Агромашхолдинга в дополнение к уже имеющимся российским активам (кстати, в 2003 году в состав холдинга был включен Волгоградский тракторный завод; случись это раньше, Агромашхолдинг поднялся бы в "Эксперт-200" на 20 позиций) вошел казахский Костанайский дизельный завод. Менеджмент нового холдинга планирует продолжить экспансию на рынок стран СНГ. В планах - приобретение профильных заводов на Украине, в Белоруссии и Казахстане. Не менее амбициозные цели и у владель

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (389) 29 сентября 2003
    Экономическая интеграция
    Содержание:
    Пространство недружелюбия

    Противоречия в отношениях России, Украины, Белоруссии и Казахстана слишком серьезны для того, чтобы их экономический союз был эффективным

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама