Перспектива скорого вступления в ЕС вызвала в Латвии резкое обострение борьбы за передел собственности. И прежде всего за контроль над портами - главным активом латвийской экономики и основным источником наполнения бюджета (по некоторым данным, латвийский бюджет на 40% формируется за счет доходов от перевалки грузов через местные порты). Борьба за порты началась давно, но, чтобы не сорвать проведение референдума по вступлению в ЕС, заинтересованные стороны приняли решение - отложить выяснение отношений до окончания голосования. Едва лишь 20 сентября закрылись избирательные участки, как в стране разразился правительственный кризис, который чуть не привел к развалу правящей коалиции. Дело даже дошло до взаимных обвинений в стремлениях установить диктатуру и чуть ли не нацистский режим.
Предыстория конфликта такова. В августе премьер-министр Латвии и глава Латвийской ассоциации портов Эйнарс Репше отозвал представителей правительства из правления Рижского свободного порта - второго порта страны по грузообороту - и тем самым фактически блокировал его работу. Под вопросом оказалось получение почти 3 млн евро от ЕС на создание таможенного комплекса в порту. Не состоялась и планировавшаяся на начало сентября презентация порта в Москве, что могло бы обеспечить порту большие объемы работы. В дальнейшем г-н Репше планировал резко сократить роль местных властей в управлении портом. Вместо прежней схемы, когда в руководстве порта было по пять представителей со стороны правительства и местного самоуправления - Рижской думы, предлагался вариант четыре представителя со стороны правительства и один - со стороны местных властей.
Против этого резко возражали как коллеги Репше по коалиции (они требовали унификации норм представительства во всех трех основных латвийских портах - Рижском, Вентспилском и Лиепайском), так и рижские власти. Дело в том, что на сегодня местные органы власти в Риге контролируют латвийские социал-демократы - принципиальные политические оппоненты Эйнарса Репше и его правонационалистической партии "Новое время". Для социал-демократов потеря влияния на Рижский порт означает резкое снижение и экономического влияния.
Несмотря на острые внутренние противоречия, четверке правящих партий все же удалось избежать развала коалиции - в последнюю минуту они смогли договориться и 25 сентября протащили через парламент компромиссное решение. Принятое решение затронуло только два порта - Рижский и Вентспилский, а основными пострадавшими стали местные власти. Теперь правление портов будет состоять из семи человек, причем четверо из них будут назначаться правительством. Правда, принятое решение должна еще утвердить президент Латвии Вайре Вике-Фрейберге, а мэры и Риги, и Вентспилса уже направили ей просьбу не подписывать новый закон о портах. Свое ходатайство они обосновывают тем, что принятое парламентариями решение ущемляет их в праве распоряжаться своей собственностью. Скорее всего, Вайре Вике-Фрейберге утвердит компромиссное решение, предложенное правительством и поддержанное парламентом.
Смена системы управления портами по нынешней модели может негативно сказаться и на экономике Латвии в целом. Дело в том, что сегодня в Латвии местные власти относятся к России весьма благожелательно. Да и бизнесмены, работающие в сфере грузоперевозок, в целом настроены на развитие отношений с Россией, поскольку понимают, что лишь обслуживание российского грузопотока в Европу может загрузить латвийские порты. Увеличение же влияния националистически и антироссийски настроенных политиков "федерального масштаба" может привести к тому, что Россия начнет отказываться от использования латвийских портов.
Такого рода примеры уже есть: в начале года в связи с введением в строй нефтяного терминала в российском Приморске Россия отказалась от транспортировки нефти по трубопроводу через "конфликтный" Вентспилс. Это привело к тому, что объем перевалки нефти здесь по итогам первых семи месяцев 2003 года уменьшился на 66,5%, а общий грузооборот Вентспилского порта сократился на 7,5%.
Рига-Москва