Забудьте про кэптивы

Спецвыпуск
Москва, 13.10.2003
«Эксперт» №38 (391)
Кэптивные компании выходят на открытый страховой рынок. Уже совсем скоро они превратятся в универсальных страховщиков

На конкурентный сегмент страхового рынка вышли сразу несколько крупных игроков: три кэптивные компании - СОГАЗ, "КапиталЪ Страхование" и "Нефтеполис" - вступили в борьбу за клиента. Клиент от этого, понятно, только выиграет: снизятся тарифы, появятся новые продукты, выбор станет шире.

Беглый анализ списка крупнейших страховщиков показывает, что и бывшие, и ныне действующие кэптивы (то есть компании, принадлежащие материнской структуре и обслуживающие только ее риски) занимают первые места по сборам страховой премии. Такие компании сегодня контролируют 65% страхового рынка, прежде всего за счет обслуживания своих владельцев - в основном ведущих предприятий добывающей отрасли. А этот сегмент вряд ли можно назвать конкурентным.

Между тем тенденция выхода кэптивных страховщиков на свободный конкурентный рынок прослеживается уже несколько лет. На самом деле верно даже более содержательное утверждение: количество собственно кэптивных компаний сокращается, правда, они не исчезают, а превращаются в нормальные рыночные универсальные компании.

Страшное слово "кэптив"

Менять имидж страховщиков заставляет не только ранее чуждая им тяга к конкуренции, но и давление общества. Дело в том, что на Западе слова "кэптивная страховая компания" являются синонимом слов "отмывание капиталов" и "уход от налогов". Признанными международными страховыми центрами, где сосредоточено рекордное число страховых компаний, остаются Багамские острова и Сейшелы, офшорные зоны с льготным режимом налогообложения. Транснациональные корпорации выстраивают длинные финансовые цепочки, на одном конце которых оказываются офшорные зоны и кэптивные страховые компании, а на другом - всемирно известный брэнд. Кэптивы используются для оптимизации налогообложения точно так же, как в России недавно использовалось так называемое зарплатное страхование. С этим явлением давно борется FATF (международная организация по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем), однако число кэптивных страховых компаний, зарегистрированных в офшорных зонах, пока не уменьшается.

Россия лишь недавно была вычеркнута из черного списка FATF - для этого нашей стране пришлось провести реформу сектора финансовых услуг, ужесточить налоговое законодательство и меры ответственности за его нарушение. Ужесточение законодательства отразилось и на страховом бизнесе - с этого года стали облагать подоходным налогом платежи, полученные по договорам страхования клиентами - частными лицами, если с момента заключения договора прошло меньше пяти лет.

Более того, изменилась сама бизнес-среда работы страховщиков. Сегодня любые ассоциации с "серыми" схемами вредят имиджу страховой компании. Отчасти именно это соображение подтолкнуло хозяев кэптивных компаний к объявлению о независимости подконтрольных им страховщиков и развитию не связанного с материнским предприятием бизнеса.

Комментирует Сергей Простатин, генеральный директор компании "Гута-Страхование":

- Яйца нужно хранить в разных корзинах, этот закон работает и на фина

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (391) 13 октября 2003
    Нобелевские премии
    Содержание:
    Главное - придумать эффектик

    Ток, текущий по проводнику без сопротивления при комнатной температуре, - голубая мечта нобелевского лауреата Виталия Гинзбурга

    Международный бизнес
    Без рубрики
    Реклама