Пора сливаться

Международный бизнес
Москва, 13.10.2003
«Эксперт» №38 (391)
Мировая отрасль авиаперевозок переживает самый серьезный в своей истории кризис. Это уже стимулирует процесс слияний авиакомпаний, пока в основном европейских. Если в этом году ЕС и США достигнут соглашения об "открытом небе", то слияния станут трансатлантическими

Международный рынок авиаперевозок начал консолидироваться. Первая ласточка - слияние французской авиакомпании Air France и голландской KLM. Сделка оценена в 3,9 млрд долларов. Новая компания Air France-KLM станет крупнейшей в Европе и третьей в мире (после American Airlines и Delta) по протяженности маршрутов, но по обороту - первой в мире. Оба брэнда сохранятся (из Парижа будут летать самолеты Air France, а из Амстердама - KLM), но само слияние компаний означает, что эра национальных авиаперевозчиков в Европе закончилась.

Намерена присоединиться к Air France-KLM и итальянская Alitalia, в компании уже рассматривают такую возможность. Дальше - больше: уже ходят слухи о грядущем слиянии British Airways и испанской Iberia, в результате на рынке авиаперевозок появятся общеевропейские компании.

Консолидацию рынка обусловило тяжелое финансовое положение отрасли. Высокие цены на нефть, боязнь терактов, война на Ближнем Востоке, эпидемия атипичной пневмонии в Азии, "воздушные пробки", сжигающие топливо, - все эти факторы повлекли сокращение доходов и рост расходов у авиакомпаний по всему миру. Многие авиаперевозчики в США и Европе были на грани банкротства и спасались лишь в последний момент и лишь благодаря финансовой поддержке государства. Традиционным авиакомпаниям все сложнее конкурировать за пассажиров (число их практически не растет с 2001 года), и друг с другом, и с малобюджетными авиалиниями, и с высокоскоростным железнодорожным транспортом. По словам генерального секретаря Европейской ассоциации авиакомпаний Ульриха Шульте-Стратхауса, "индустрия столкнулась с худшим кризисом в своей истории". Мало помогают даже серьезные сокращения затрат, уменьшение числа маршрутов и увольнения сотрудников. В этих условиях фрагментированный рынок, на котором работают национальные перевозчики, оказывается малоэффективным.

Европа объединяется

Европейской интеграции уже почти полвека, а рынок авиаперевозок в Европе до последнего времени оставался бизнесом национальным. В каждой стране существует свой национальный перевозчик (а то и несколько), представляющий флаг государства за рубежом (исключение - страны Скандинавии с их авиакомпанией SAS). Беда лишь в том, что государств в Европе более тридцати и расположены они на территории, составляющей всего лишь 40% от территории США. И от одного международного хаба до другого, где базируются крупнейшие авиакомпании, зачастую всего час лету. В результате конкуренция за пассажиров в Европе с ее прозрачными (или полупрозрачными) границами весьма высока.

"Это создало все условия для слияний и поглощений, причем инициативы по слияниям в Европе исходили и будут исходить от компаний, находящихся в тяжелом финансовом состоянии. Они попытаются решить свои проблемы за счет более сильных компаний, которые имеют положительную динамику", - сказал "Эксперту" аналитик инвестбанка J. P. Morgan Дэниэл Смит. Поэтому центрами консолидации становятся крупнейшие авиакомпании Европы, которым удалось справиться с финансовыми проблемами и верну

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (391) 13 октября 2003
    Нобелевские премии
    Содержание:
    Главное - придумать эффектик

    Ток, текущий по проводнику без сопротивления при комнатной температуре, - голубая мечта нобелевского лауреата Виталия Гинзбурга

    Международный бизнес
    Без рубрики
    Реклама