Троянский конь для МХАТА

Культура
Москва, 13.10.2003
«Эксперт» №38 (391)
Евгений Гришковец поставил во МХАТе имени А. П. Чехова "Осаду" - переиначенную на современный лад историю троянской войны. Наконец-то в оплоте театральной рутины появилась актуальная постановка

За три года руководства МХАТом имени Чехова Олег Табаков кардинально изменил репертуар, набрал в труппу молодых, талантливых артистов, стал выпускать по дюжине премьер в год. Но веселее на главной сцене страны не стало. Новые спектакли оказываются хуже прежних. В прошлом сезоне были сняты две свежих постановки - "Тот, кто получает пощечины" и "Гамлет в остром соусе". "Горячее сердце" на публику даже не выпустили. А те спектакли, что вышли, были обречены на медленную, мучительную смерть на глазах у зевающих зрителей. На всех мхатовских постановках, кроме разве что заводного фарса "Номер 13", лежит отпечаток беспросветной рутины. Какую бы бурную деятельность ни изображали труппа и постановочная часть, поход во МХАТ остается таким же скучным мероприятием, как и десять лет назад.

Единственный проект, который удается руководству МХАТа и регулярно привлекает молодых зрителей в старые стены театра, - это постановки современных драматургов. Но и здесь, правда, тоже не все гладко: "Обломов" Михаила Угарова, с аншлагами идущий в Центре драматургии и режиссуры, попав на мхатовскую сцену, утерял и драйв, и остроумие. Зато "Терроризм" - прошлогодний спектакль Кирилла Серебренникова по пьесе братьев Пресняковых - стал настоящим хитом и до сих пор собирает полный зал.

"Осада", придуманная и поставленная Евгением Гришковцом, - второй после "Терроризма" спектакль, который можно смело рекомендовать к просмотру не только интеллигентным пенсионеркам - завсегдатаям МХАТа, но и их продвинутым внукам. Как небо от земли отличающаяся от рядовых мхатовских спектаклей, "Осада" актуальна, словно последний выпуск новостей, и остроумна, как комедии Рогожкина.

Трое у Трои

Гришковец сделал спектакль про войну. По видимости - про войну ахейцев с троянцами. На деле - просто про войну, ту самую, которая спокон века перемалывает человеческие жизни. Все, что происходило три тысячи лет назад под стенами Трои, происходит в Моздоке и Ираке. Чтобы наглядно донести до нас эту мысль, древнегреческие мифы пересказывает как случаи из своей жизни персонаж по имени Ветеран (Сергей Угрюмов). Он одет в современный костюм, курит сигареты и рассказывает своему слушателю, вежливо скучающему юноше (Павел Вощилин), про то, как один здоровый парень из их отделения очистил Авгиевы конюшни. "Или вот еще история была" - про то, как он с ребятами закатил на вершину горы камень, который каждый день пытался закатить туда Сизиф.

Контрапунктом байкам Ветерана идут сцены из осады Трои. Три воина, словно три богатыря на распутье, вглядываются в несокрушимые стены города. Первый Воин (Андрей Смоляков) предлагает троянцам сдаваться: "Выходите на коленях, руки за голову. Даю на обдумывание одну минуту. Время пошло". Время идет, минута сменяется другой, третьей, но молчит осажденный город, и никто не ползет на коленях к герою-ахейцу. Второй Воин (Валерий Трошин) пишет письмо родным, а в следующую минуту гибнет - мойра приносит ему стрелу, прилетевшую из вражеского стана. Третий Воин (Александр Усов) - самый инте

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (391) 13 октября 2003
    Нобелевские премии
    Содержание:
    Главное - придумать эффектик

    Ток, текущий по проводнику без сопротивления при комнатной температуре, - голубая мечта нобелевского лауреата Виталия Гинзбурга

    Международный бизнес
    Без рубрики
    Реклама