Результаты исследования

Рейтинг
Москва, 13.10.2003
«Эксперт» №38 (391)

Исходными данными для анализа являлись оценки деловой репутации и ее составляющих, выставленные экспертами по 254 компаниям (199 компаний было предложено нами на первом этапе, 55 компаний эксперты добавили сами). Средние оценки слагаемых репутации по всем отраслям приведены в таблице 1.

В целом по России эксперты оценивают наиболее высоко качество продукции и услуг, наиболее низко - этику отношений с внутренними партнерами (корпоративное управление). Оценки этики в отношениях с внешними партнерами существенно выше, чем этика отношений с внутренними партнерами.

А какие более глубокие, подробные характеристики респектабельного поведения кроются за лаконичными формулировками факторов (компонентов) репутации, использованными в исследовании? Что понимают в деловом сообществе под этикой отношений с партнерами, эффективностью и репутацией менеджмента, качеством? Конечно, интересно и более правильно было бы включить этот вопрос в исследование, но методически это невозможно - анкета стала бы настолько громоздкой, что заполнять ее взялись бы лишь досужие люди, а это не наш контингент. Поэтому соображения на сей счет мы собирали из текстов интервью с респондентами, когда последние комментировали и объясняли свои суждения. И вот что здесь выяснилось.

Говоря об этическом поведением в бизнесе, как правило, имеют в виду корректную конкуренцию, понимаемую как отказ от чрезмерного использования административного ресурса, монопольного положения, невовлеченность в скандалы, связанные с внеэкономическим переделом собственности (коррупция, бизнес с привлечением чиновничества, заказные банкротства).

Отвергает деловое сообщество и еще недавно вполне приемлемые, даже симпатичные (знай, мол, наших!) чрезмерную агрессивность, неразборчивость в средствах, нахрапистость - словом, всяческое пиратство эпохи первоначального накопления. Впрочем, пережитки прошлого в сознании еще встречаются (об одной бизнес-леди отозвались с уважительной интонацией: "хозяйка, бандерша, разбойница!").

Чрезвычайно ценятся транспарентность, западные стандарты менеджмента и корпоративного управления. Впервые наше исследование показало актуальность социально ответственного бизнеса - корректного отношения к персоналу, к развитию социальной инфраструктуры, молодежи, пенсионерам.

О политической деятельности бизнеса пока говорят, скорее, с негативной интонацией, мол, лучше не связываться. Но уж если связался, то действуй открыто: путь Хлопонина из бизнеса во власть одобряется.

Когда речь идет о такой составляющей репутации, как эффективность менеджмента, в первую очередь ценятся масштабы бизнеса, лидерство и экспансия - настолько, что здесь даже сдержанно одобряют монополизм (правда, благоприобретенный: так хорошо сработали, что заняли монопольное положение). С особенной симпатией относятся к компаниям, завоевывающим западные рынки, приобретающим активы за рубежом и вытесняющим импорт. Поддерживается диверсификация, проникновение в смежные бизнесы, вертикальная интеграция. Непременно: модернизация и инн

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (391) 13 октября 2003
    Нобелевские премии
    Содержание:
    Главное - придумать эффектик

    Ток, текущий по проводнику без сопротивления при комнатной температуре, - голубая мечта нобелевского лауреата Виталия Гинзбурга

    Международный бизнес
    Без рубрики
    Реклама