Смена приоритета

Дмитрий Регентов
20 октября 2003, 00:00

Со следующего года Китай начнет уменьшать налоговые льготы экспортерам. Это не только приведет к сокращению китайского экспорта, росту стоимости китайских товаров и структурной перестройке экономики, но и может вызвать рост социального напряжения в Китае

Китайские власти планируют пересмотреть государственную политику налоговых льгот для экспортеров. С 2004 года будет в среднем на четверть снижена ставка возврата экспортерам ранее уплаченных налогов (НДС, потребительский налог и так далее - налоги, собранные в ходе операций и движения экспортного товара по территории страны до момента декларирования и выхода за территорию страны). А к 2010 году, согласно предложениям, которые уже рассматриваются в Госсовете КНР, система возврата налогов и вовсе будет упразднена.

Причина внесения изменений в налоговую систему - экспорт из Китая растет настолько быстро, что для возврата ранее уплаченных налогов в бюджете не хватает средств. А накопленная многомиллиардная задолженность бюджета перед экспортерами уже стала угрожать стабильности финансовой системы КНР. С другой стороны, и прежней острой надобности в специальных мерах по стимулированию экспорта уже нет.

Результатом налоговых изменений станет снижение темпов роста экспорта (возможно, даже его сокращение) и увеличение стоимости китайских товаров, что должно позитивно сказаться на производителях из стран Юго-Восточной Азии. Тогда как для китайской экономики и китайских производителей, которые благодаря экспорту быстро росли на протяжении более чем десяти лет, а теперь вынуждены будут все больше переориентироваться на внутренний рынок, это очень серьезное испытание. В некотором роде - проверка на зрелость.

Большая проблема

За последние несколько лет ситуация с возвратом налогов стала одной из острейших проблем экономики Китая. На конец 2002 года общая сумма отсроченных платежей по возврату налогов составила 30,5 млрд долларов, а к концу 2003 года, по некоторым оценкам, она составит 42,6 млрд долларов (рост за год на 40%).

Больше других от задержки возврата этих сумм страдают регионы, ориентированные на экспорт, - в первую очередь специальные экономические зоны, зоны свободной торговли, зоны приграничной торговли и т. д. В качестве примера можно привести положение дел с возвратом налога в экспортном оплоте Китая - провинции Гуандун (в 2002 году на нее пришлось 36% всего экспорта страны). По данным налогового управления провинции, на конец июля 2003 года так называемый возвратный налог за 2003 год был возвращен экспортерам только на 20% (за 2002 год - на 98%). В других провинциях ситуация значительно хуже. В некоторых из них в марте 2003 года компании получали возвратный налог за август-сентябрь 2001 года, то есть отсрочка превысила 18 месяцев. В целом же по стране задержка составляет примерно год.

Задержки выплат со стороны государства превратили налоговые кредиты в долговые обязательства с просроченными сроками платежей, что в условиях быстрого роста экспорта привело к дестабилизации балансов банков и усилило долговое давление на экспортеров из-за возрастающих процентов по кредитам

Положение усугубляется тем, что в последние два года в Китае получила широкое распространение практика кредитования предприятий-экспортеров под возврат налогов. Согласно схеме, утвержденной в 2001 году, предприятия могли получать средства в виде кредита на проведение краткосрочных операций и расчет с поставщиками, а после получения возвратного налога экспортер возвращал всю сумму кредита и проценты по нему. По некоторым данным, этой кредитной схемой пользуется свыше 60% китайских предприятий-экспортеров.

Поначалу эта система рассматривалась как способ решить возникшие проблемы с возвратом налогов экспортерам. На деле же из-за замедления процесса возврата налогов и задержек выплат со стороны государства налоговые кредиты стали превращаться в долговые обязательства с просроченными сроками платежей, что привело к дестабилизации балансов банков и усилило долговое давление на экспортеров из-за возрастающих процентов по кредитам.

Структурная перестройка

Теперь китайские власти решили пойти по пути сокращения возврата налогов. Сначала, в 2004 году, будет снижен размер возвратного налога - в среднем с 15 до 11%. На ряд товаров - редкоземельные металлы, овечью шерсть, свинец, кокс, вольфрам - возврат денег будет вообще отменен. Кроме того, начиная с 2004 года бремя задолженности по возвратному налогу будет разделено между центральным и местным бюджетом - 75% суммы будет покрываться центральными властями, 25% - местными. К 2010 году система возврата налогов должна быть упразднена.

Одновременно со структурными изменениями правительство принимает и оперативные меры. В первой половине 2003 года минфин и Госсовет КНР совместно разработали план по возврату налогов, согласно которому в этом году около 13 млрд долларов (примерно 80% от суммы, подлежащей возврату) будет возвращено в срок, что должно несколько облегчить положение экспортеров.

Изменение налоговой системы напрямую отразится на объемах экспорта. По расчетам экономистов Пекинского университета, произойдет снижение объема экспорта примерно на 0,73%, что не замедлит сказаться на общей ситуации на мировом рынке. Воспользовавшись снижением объемов экспорта из Китая, страны Юго-Восточной Азии постараются занять освободившиеся пространство, что усилит их позиции в системе экономических отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

К тому же снижение и последующая отмена возврата налогов ожесточает конкуренцию среди китайских экспортеров. В этой ситуации преимущество получают крупные экспортеры с устоявшимися связями и долгой банковской историей. Мелкие экспортеры, а особенно экспортеры частного сектора, которые появились в результате проводимой центральным правительством политики расширения экспортной сферы, столкнутся с серьезными трудностями. Перед ними встанет дилемма: либо прекращать бизнес, либо укрупняться, сливаясь в крупные акционерные общества. При этом механизм слияния частных разноплановых компаний в Китае не отработан. Кроме того, в любом случае это приведет к сокращению рабочих мест, многочисленным имущественным спорам и многому другому, что может вызвать рост социального напряжения.