Бизнес на посылках

Русский бизнес
Москва, 20.10.2003
«Эксперт» №39 (392)
Точное знание вкусов российских потребителей и западные технологии бизнеса позволили Паскалю Клеману основать в России новую отрасль торговли - торговлю через каталоги

Каждый американец начинает свое утро с получения "посылки" - килограммовой пачки рекламных буклетов, постеров, каталогов с новыми потребительскими товарами. В США продажи товаров через каталоги - самый распространенный канал сбыта для производителей и ритейлеров: ежегодно в этой стране через почту продается товаров на 100 млрд долларов, что составляет почти четверть всего розничного товарооборота. Жители Западной Европы тоже охотно делают покупки через каталоги - почти на 80 млрд долларов в год.

В России торговля через каталоги пока занимает лишь ничтожные доли процента от товарооборота розницы в стране, однако с каждым годом она вырастает на 80-100%. Рынок торговли через каталоги по почте был сформирован в России в конце 90-х годов по сути одной компанией - PPE Group, основанной французским бизнесменом Паскалем Клеманом. Сегодня через каталоги этой компании - Klinika, Globus, Russiаn Beauty и др. - реализуется не менее 35% всего объема продукции, продаваемой по каталогам. Остальная часть рынка поделена между мелкими игроками, среди которых "Мир книги", "Книга-сервис", "Ридерз дайджест", предлагающими узкий ассортимент (например, книги), и небольшими филиалами западных посылторговых компаний, такими как OTTO и Quelle.

Реализовывать через каталоги большие объемы до появления PPE Group пробовали некоторые российские компании, в частности "Еврошоп". Однако низкие стандарты работы (зачастую компании отправляли клиентам низкокачественный товар) и слабый менеджмент стали причиной того, что эти компании довольно быстро свернули бизнес.

Сегодня PPE Group реализует через каталоги около пяти тысяч товарных позиций. Ежегодно компания отправляет по почте 80 млн каталогов с различными категориями товаров (одежда, обувь, книги, инструменты, товары для дома, косметику и т. д.). За пять лет существования компании ее оборот ежегодно удваивался: сегодня он составляет около 70 млн долларов, а прибыль с оборота - не менее 55%.

О ноу-хау успеха каталожного бизнеса в России г-н Клеман рассказал в интервью "Эксперту".

Торговлю по каталогам можно организовать при наличии трех условий: если в стране есть разветвленная почтовая сеть, если у компании есть подробная база данных о жителях страны, и если в обществе сформирован спрос на услуги "товары - почтой"

- В нашей стране многие пытались организовать торговлю по почте, но вскоре по разным причинам прогорали. Почему вы, к тому же не россиянин, занялись этим необычным видом бизнеса?

- Я приехал в вашу страну, когда мне было двадцать четыре года, сразу после окончания университета в Страсбурге, - просто было любопытно узнать, что за страна - Россия. Оказалось, наши нации очень похожи, по крайней мере, мне кажется, что русскому легко во Франции, французу - в России. Поэтому я решил здесь остаться, другого объяснения у меня нет. Я устроился работать - вначале директором по развитию бизнеса компании Baush & Lomb (продажа контактных линз и средств по уходу за ними), а потом в этой же должности - в компании JamilCo (продажа

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (392) 20 октября 2003
    Инвестиционный рейтинг россии
    Содержание:
    Барышня-крестьянка

    Получение Россией международного инвестиционного рейтинга станет хорошим подспорьем для финансирования экономического роста. Широко обсуждаемые риски избыточного притока спекулятивного капитала в страну преувеличены

    Международный бизнес
    Политика
    Реклама