Призрак "Рыбкомфлота"

Русский бизнес
Москва, 27.10.2003
Правительство старается возродить схему, по которой была разграблена национальная рыбная промышленность

После десятилетия демонстративно наплевательского отношения к развалу национальной рыбной промышленности правительство вдруг озаботилось судьбами отрасли. Необходимым и достаточным условием возрождения отечественного промышленного рыболовства, по мнению чиновников, должно стать возвращение под российский флаг четырех десятков судов, построенных в 80-х годах за границей по заказу СП "Рыбкомфлот". План реализации этого замысла изложен в документе, который 2 июня подписал первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев. Об этой бумаге мы подробно расскажем чуть ниже, а пока напомним читателю драматическую историю предприятия "Рыбкомфлот", полную тайн и загадок.

К концу 80-х годов в СССР начала ощущаться нехватка рыболовецких судов: чтобы хоть как-то унять хронический дефицит продовольствия, страна расширяла экспансию в Мировой океан. Хотя в СССР строилось более 350 судов в год (для сравнения: за весь постсоветский период в России построено не более двадцати), их не хватало, а все свободные мощности отечественного судостроения были заняты военным заказом.

Тогда в недрах Минрыбхоза СССР решили строить суда за рубежом. В 1989 году в Великобритании было создано советско-британское СП "Рыбкомфлот", 60% акций которого принадлежали государственному Всесоюзному внешнеторговому объединению "Советский рыболовный флот", а 40% - английской офшорной компании Falcon Shipping Ltd., принадлежащей Минрыбхозу СССР (с 19 июля 1993 года 99% акций этой компании владеет Минимущества РФ).

"Рыбкомфлот" заказал западным судостроителям свыше 70 судов более чем на 1,5 млрд долларов. Подчеркнем: заказанные суда предназначались для работы в Мировом океане, а отнюдь не в собственной экономзоне. Реализовались эти сделки через дочерние офшорные компании.

В процессе распада СССР и развертывания рыночных реформ три десятка из этих семидесяти судов - самые большие и современные - исчезли в неизвестном направлении. Точнее, исчезли документы, проливающие хоть какой-то свет на судьбу кораблей; их пропаже в немалой степени способствовали шесть реорганизаций рыболовного ведомства страны, прошедших за последние годы. Что касается остальных построенных судов - их ждали разные судьбы.

"Голубые", или "Испанцы"

Пятнадцать супертраулеров испанской постройки, так называемые голубые, для строительства которых "Рыбкомфлот" привлек иностранный кредит в 350 млн долларов, в соответствии с обычной советской практикой были переданы специально учрежденной офшорной компании - либерийской фирме Bergen Industries and Fishing Corporation (BIF, на 100% принадлежащей СП "Рыбкомфлот"), на нее была возложена ответственность за возврат кредитов испанским банкам. BIF сдавала суда в фрахт российским рыболовецким хозяйствам. Но в отличие от практики советского периода российский бюджет при этом не получал ни копейки. Что, кстати, не вызывало ни малейшего беспокойства ни у Минфина (в том числе и в Управлении внешнего долга, которым руководил некий гражданин Касьянов и которое курировало вопрос платежей "Рыбкомф

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (393) 27 октября 2003
    Азиатский вояж Путина
    Содержание:
    Пожар в Лилипутии

    Россия становится главным посредником во всех глобальных спорах. Остается извлечь из этого хоть какую-нибудь пользу

    Наука и технологии
    Реклама