Накануне вылета президента России Владимира Путина в Малайзию на саммит Организации Исламская конференция (ОИК) в Нью-Йорке на заседании Совбеза ООН была единогласно принята резолюция N1511 по Ираку. Она возводит оккупационные войска англо-американской коалиции в ранг многонациональных войск ООН и рекомендует членам этой организации "оказывать им помощь, включая военную, в рамках этого мандата". За эту резолюцию проголосовала даже Сирия, арабская страна и непостоянный член Совета Безопасности ООН, которая ранее предпочитала в подобных случаях просто не являться на заседания. Но теперь, когда Израиль нанес первый авиаудар по его территории, а Вашингтон обсуждает вопрос о санкциях, Дамаск предпочел не рисковать.
"Постепенно факт падения баасистского режима укрепляется в сознании. В Москве это выразилось в посредничестве. В Дамаске - в положительном голосовании. В Саудовской Аравии - в назначении выборов, первых в истории ваххабитской нации. Тому, кто еще не осознал, насколько после 11 сентября 2001 года изменилась история нашей планеты, самое время проснуться", - написала по этому поводу итальянская Corriere della Sera. Но согласие между американцами, британцами и испанцами, с одной стороны, и французами и немцами - с другой впервые в истории ООН было достигнуто только за счет активного посредничества России.
На следующий день после принятия резолюции N1511 весьма неприятный сюрприз Вашингтону преподнес даже его ближайший союзник по Ираку - Лондон: на саммите ЕС в Брюсселе он поддержал планы Франции и Германии создать силы оперативного командования ЕС, отдельные от НАТО. Как утверждают британские газеты, именно в обмен на эту уступку Франция и Германия согласились поддержать Великобританию в иракском вопросе в СБ ООН. Таким образом, вмешательство российского президента Владимира Путина, предложившего в последний момент еще три символические поправки к американской резолюции, не только подарило мандат ООН американскому президенту Джорджу Бушу, но и спасло политическое лицо Тони Блэра - ведь для английского премьера поддержка ООН значит неизмеримо больше, чем для Джорджа Буша.
Кто кем управляет
В своей речи перед руководителями мусульманских стран в Малайзии Владимир Путин продолжил выстраивать имидж России как главного на земле посредника и миротворца. Его выслушали вежливо и доброжелательно, однако еще до выступления стало ясно - Россия нужна участникам не как посредник, а как союзник. Это стало понятно после речи хозяина конференции премьер-министра Малайзии Махатхира Мухаммада. И еще раньше выяснилось, что на глав мусульманских государств новая резолюция Совета Безопасности по Ираку, а тем более дипломатические успехи Москвы в ее принятии, никакого впечатления не произвели. Они продолжают требовать немедленного и безоговорочного вывода американских войск из страны. Зато настоящим шоком для них стал израильский авиаудар по территории бывшего палестинского лагеря беженцев на территории Сирии. Удар сам по себе чисто символический - никаких жертв не было, но для арабов знаковый: с их точки зрения, это - первый израильский акт международного государственного терроризма на Ближнем Востоке.
"Сегодня этим миром правят евреи - чужими руками. Они заставляют других воевать и умирать за себя... Они придумали социализм, коммунизм, права человека и демократию, чтобы избежать преследований и захватить контроль над самыми богатыми странами", - эти слова Махатхира Мухаммада зал встретил овацией. В отличие от западных политиков большинство мусульманских лидеров наотрез отказываются считать подобные высказывания антисемитскими. Это всего лишь констатация общеизвестных фактов, упрямо твердит малайзийский премьер в ответ на шквал посыпавшихся обвинений.
Семидесятисемилетний премьер-министр Малайзии Махатхир Мухаммад, 22 года правивший этой страной и добившийся впечатляющих успехов в экономическом и социальном развитии - без какой-либо помощи и каких-либо нефтедолларов, 31 октября уходит в отставку. Многие считают, что он намеревается стать одним из политических лидеров третьего мира. Мухаммад уже председательствовал на саммите движения неприсоединившихся стран в феврале этого года, где тоже шокировал западную публику рассуждениями, что, "избавившись от необходимости конкурировать с коммунистами, капиталистические свободные торгаши прекратили демонстрировать дружелюбное лицо. Их жадность не знает границ. Они хотели бы, чтобы страны, упорно сражавшиеся за обретение независимости, отказались от нее и от собственных границ и тем самым позволили бы капиталистам свободный и неограниченный доступ к экономике этих стран".
Подобные антиимпериалистические выпады легко объясняют как сочувствие Махатхира к борьбе арабов против израильской агрессии, так и полное неприятие им антитеррористических войн США в Афганистане и Ираке. Однако в финансировании исламских террористов или хотя бы сочувствии к ним его никто обвинить не может. Премьер Мухаммад без всякой жалости сажал членов местной "Джамаа Исламийа" в тюрьмы, он не дал им ни малейшего шанса поднять голову в своей стране. И не далее как в мае прошлого года Джордж Буш пригласил его в Белый дом, чтобы публично поставить его в пример другим мусульманским лидерам региона.
Но сейчас Махатхир убежден, что "Израиль пытается побудить Америку атаковать Сирию, но Америка, похоже, не очень этого хочет. И чтобы вынудить Америку действовать, Израиль сам атакует Сирию. Теперь Америка должна будет его поддержать. Иначе американские кандидаты в президенты потеряют еврейские голоса". Проблема же ОИК в том, что "мы могли бы пойти на войну, но нам нечем воевать". Поэтому Махатхир предлагает мусульманам осваивать новые технологии и готовить собственные армии. А совсем недавно - в августе 2003 года - он "с радостью и надеждой" принимал у себя российского президента, приветствовал вступление России наблюдателем в ОИК, договорился с Путиным послать малайзийского космонавта в космос. А еще закупил у Москвы 18 истребителей Су-30.
Четвертая мировая продолжается
"Ирак можно рассматривать как первую битву четвертой мировой войны. После двух горячих войн и одной холодной, которые велись в Европе, четвертая мировая война будет на Ближнем Востоке", - этими словами на ноябрьской конференции НАТО в прошлом году экс-директор ЦРУ Джеймс Вулси выразил суть концепции, которая является идеологическим руководством для неоконсервативной команды вице-президента США Дика Чейни, контролирующей сейчас Пентагон. Эта концепция подразумевает, что англо-американская коалиция противостоит цивилизационной угрозе со стороны "оси зла", на острие которой находятся исламские террористы из "Аль-Каиды" и ей подобных организаций, иранские теократы и "фашистские режимы" Ирака и Сирии. А за их спиной, указывает Вулси, прячутся авторитарные режимы Египта и Саудовской Аравии. В апреле этого года, выступая перед студентами Калифорнийского университета, Вулси пошел еще дальше и предупредил даже умеренных арабских правителей, что Америка неизбежно начнет крестовый поход по экспорту демократии в их страны: "Бойтесь. Мы хотим, чтобы вы поняли, что мы на стороне тех, кого вы - мубараки и члены королевской семьи Саудовской Аравии - больше всего боитесь: мы на стороне ваших народов". Кстати, тогда же, в апреле, первый замминистра обороны США Пол Вулфовиц в хоре обвинений в адрес Сирии, что она-де пропускает через свою границу джихадистов и прячет на своей территории высших иракских лидеров и иракское ОМП, впервые открыто призвал к смене режима в Дамаске.
Однако Джордж Буш, видимо по настоянию другой части своей команды - "реалистов" из госдепа, поставил на повестку дня "Дорожную карту" палестино-израильского урегулирования. "Неоконы", всячески поддерживая силовую политику израильского премьера Ариэля Шарона, были уверены, что "Дорожная карта" Колина Пауэлла потерпит тот же крах, что и его попытка мирно разоружить Саддама. И тогда вновь на Ближнем Востоке настанет время "упреждающих ударов" и политики смены режимов. Поэтому Махатхир Мохаммад не так уж не прав насчет подстрекательского значения израильского авиаудара против Сирии - ведь Ричард Перл, влиятельнейший "неокон" из команды Чейни-Рамсфелда, уже выступил с серией интервью на тему, как "я рад сигналу, который доставили в Сирию израильские ВВС". Дескать, Сирия "сама по себе является террористической организацией", и поэтому США, несмотря на свои иракские обязательства, тоже могут послать против нее свои войска.
В перечне вредоносных задумок типа коммунизма, прав человека и демократии Махатхир не упомянул американский неоконсерватизм, но явно имел в виду и его. Отцами-основателями этого идеологического течения были прославившиеся в 40-е годы американские интеллектуалы Ирвинг Кристол и Лео Штраусс (он эмигрировал из фашистской Германии). Ричард Перл, Пол Вулфовиц, Дуглас Фейт, Джон Болтон - все эти звезды нынешней республиканской администрации - считают себя учениками или как минимум почитателями Лео Штраусса. В их учении причудливо сочетаются троцкистские понятия об экспорте революции, ненависть к коммунизму, элитизм, управляемая демократия и стремление к глобальному господству.
Лео Штраусс любил пересказывать своим ученикам эпизод из книги Джонатана Свифта о Гулливере: когда Лилипутия была охвачена пожаром, Гулливер помочился на нее и тем потушил огонь. Но лилипутяне были этим страшно оскорблены. Штраусс так иллюстрировал свою мысль, что общество не способно понять поступков управляющей касты. С большой натяжкой, но все-таки можно сравнить правление талибов в Афганистане или Саддама Хусейна в Ираке с пожаром в Лилипутии и поверить, что Вашингтон, как сказочный Гулливер, был просто вынужден прибегнуть к столь же вызывающему средству для его тушения. Но когда нынешний Гулливер намеревается уже превентивно орошать таким образом огромные территории, лилипуты из разных стран начинают готовить нити, чтобы его обуздать.
Россию эти страны уже не воспринимают как альтернативного Гулливера, однако ее сохранившаяся военная и военно-промышленная мощь и отсутствие в нынешней государственной идеологии пункта о противостоянии цивилизаций и необходимости управлять миром побуждают искать ее помощи и сочувствия. Сегодня Россия может предложить только сочувствие, а помощь ей самой нужна.