Нет повода для беспокойства

Егор Матвеев
27 октября 2003, 00:00

Украина вряд ли вступит во Всемирную торговую организацию раньше, чем Россия

В середине октября с визитом в США побывал премьер-министр Украины Виктор Янукович. Главным результатом этой поездки объявлено полученное от американцев обещание подписать с Украиной протокол о согласовании условий вступления во Всемирную торговую организацию в начале будущего года. Поскольку в начале нынешнего года был подписан протокол о согласовании условий вступления в ВТО с Евросоюзом, в Киеве надеются, что скоро дорога к вступлению в эту организацию будет открыта.

Бизнес не позволит себя обмануть

Москва слегка обеспокоена. Ведь предполагается, что, вступив в ВТО, Украина выдвинет России ряд дополнительных условий, и это затруднит и без того тяжелый переговорный процесс. С другой стороны, ощущение, что Украина вот-вот попадет в ВТО, причем раньше России, дает Киеву повод прохладно относиться к предложениям согласовывать процесс вступления в организацию, что предусмотрено, например, подписанным в сентябре в Ялте соглашением о Едином экономическом пространстве и дает дополнительные аргументы тем силам, которые призывают к отказу от экономической интеграции с Россией вообще ("нам не нужно ЕЭП, мы будем конкурировать с Россией через ВТО").

Однако даже беглый анализ состояния переговорного процесса вступления Украины в ВТО дает основания предположить, что скоро этого не случится. Прежде всего стоит отметить, что подписание протокола - только полдела. Надо еще реализовать решения, в этих протоколах согласованные. В том числе провести их через парламент. А вот тут как раз будут очень большие проблемы.

Первая ласточка - разгорающийся ныне на Украине конфликт вокруг инициативы президента Леонида Кучмы отменить закон о господдержке автомобильной отрасли в рамках подготовки к вступлению в ВТО. Этот закон дарует украинским автомобилестроителям значительные налоговые льготы и потому не нравится Еврокомиссии. Вопрос о его отмене вызвал понятное возмущение автомобилестроителей, что делает его прохождение через парламент весьма проблематичным.

Через Верховную раду также предстоит провести и не очень популярный законопроект о защите прав интеллектуальной собственности (на нем настаивают США), законопроекты по отмене налоговых и прочих льгот для аграрного сектора и многие другие.

Переговоры о вступлении в ВТО на Украине ведутся в условиях невероятной секретности. Например, правительство упорно не хочет раскрывать стране согласованные с Еврокомиссией условия вступления в ВТО. Поэтому до сих пор неизвестно, например, как ЕС подошел к вопросу внутренних цен на энергоносители. А ведь это ключевой вопрос. Главными лоббистами вступления Украины в ВТО являются металлурги (так же, кстати, как и в России). Но если вступление в ВТО будет сопряжено с необходимостью повышения внутренних цен на газ или на электроэнергию до уровня европейских, их позиция резко поменяется.

Кроме того, согласно немногочисленным утечкам, появившимся в СМИ после подписания протокола с ЕС, одним из негласных условий вступления Украины в ВТО называется допуск западных энергетических и транспортных компаний к приватизации объектов электроэнергетики и трубопроводов, а также допуск транснациональных аграрных корпораций на украинский рынок земли. И здесь их интересы также входят в очень жесткое противоречие с интересами украинских и российских финансово-промышленных групп, уже нацелившихся на приватизацию этих активов. Поскольку приватизацию энергетики намечено возобновить уже в 2004 году и, скорее всего, иностранцы на этом празднике жизни будут чужими, ЕС и США могут пересмотреть свое отношение к вступлению Украины в ВТО. Кроме того, предпринятые в начале этого года действия украинского правительства по ограничению влияния на рынке сельхозпродукции международных агротрейдеров уже вызвали заявления западных экспертов о "больших проблемах" со вступлением Украины в ВТО.

Подождем до 2006 года

Однако главная проблема лежит в политической сфере. Ровно через год здесь состоятся выборы президента, и оппозиция не хочет давать президентскому лагерю дополнительных козырей в предвыборной борьбе в виде успешно завершившихся переговоров по ВТО. Наоборот, ей есть смысл представить Кучму в глазах США и ЕС как человека, который дает обещания, но выполнить их не может. Так как и в пропрезидентском большинстве парламента всегда найдутся силы, недовольные условиями вступления в ВТО, принятие соответствующих законов до выборов президента будет раз за разом блокироваться (кстати, лоббисты оппозиции на Западе также настойчиво советуют ЕС и США не торопиться давать добро на вступление Украины в ВТО до президентских выборов).

После же выборов и парламенту, и президенту будет не до ВТО. Новый президент будет укреплять свою "вертикаль власти", пытаться "построить" парламент, парламент будет сопротивляться, а заодно готовиться к выборам марта 2006 года, в преддверии которых депутаты на непопулярные решения не пойдут. И лишь после выборов, в лучшем случае к концу 2006 года, можно будет говорить о вступлении Украины в ВТО.

Это вполне реальный сценарий развития событий. И к заявлениям Киева о том, что мы "будем в ВТО в 2004 году", Москве следует относиться спокойно. Более того, условиями ВТО недовольны на Украине многие, и Россия при определенных усилиях сможет найти среди украинцев немало сторонников синхронизации с РФ условий вступления страны в организацию. Например, украинские автомобилестроители уже заявили, что Киеву неплохо было бы взять пример с Москвы и более жестко отстаивать интересы отечественного автопрома.