Водочная революция

Маргарита Линева
27 октября 2003, 00:00

В Великобритании быстро растет потребление водки, все большей популярностью пользуются сети водочных баров и ресторанов. Но рынок пока далек от насыщения - качественной русской водки здесь явно не хватает

Популярность водки в Великобритании резко выросла - за последние три года людей, выпивающих более 50 мл водки в неделю, стало больше на 118%. Сегодня по водочным продажам страна занимает второе место в Европе после Польши (10% от общеевропейского объема). Такое положение дел во многом объясняется развитием сетей водочных баров и ресторанов, которые предлагают десятки сортов водок с разными вкусовыми добавками.

Неудивительно, что большинство подобных ресторанов активно эксплуатируют в своем дизайне и интерьере советскую тематику. Несмотря на то что Советский Союз распался больше десяти лет назад, его символика "живет и побеждает": одними из самых популярных сетей водочных баров в Англии являются Revolution и Babushka, стены которых украшают красные звезды, серп и молот и портреты Ленина. И это при том, что среди продаваемой в подобных британских барах водки собственно российской отнюдь не много.

Светлый образ водки

Водка появилась в Англии всего сто лет назад, и вплоть до самого последнего времени ее популярность была довольно низкой - главным образом благодаря традиционной привязанности британцев к пиву. Даже сейчас, когда водка в мировом масштабе занимает 25% от общего объема продаж крепких алкогольных напитков, в Англии этот показатель -лишь 21%.

Сегодня водка в Англии - алкогольный напиток, популярный прежде всего благодаря нейтральному вкусу, что делает ее идеальным ингредиентом для коктейлей (именно поэтому большинство потребителей водки здесь - женщины). А вот пить водку, чтобы напиться как можно быстрее, здесь в отличие от России не принято, в том числе и по финансовым соображениям: хотя некоторые бары и демпингуют, предлагая 25 мл за полфунта (25 рублей), или устраивают акции вроде "10 фунтов (500 рублей) - и пей сколько влезет", в большинстве заведений 25 мл стоят не меньше 2-2,5 фунта. Кроме нейтрального вкуса водка привлекает британцев своей прозрачностью: англичане считают, что прозрачность свидетельствует о растительном происхождении и, следовательно, о чистоте алкогольного продукта. Наконец, широко распространено мнение, что водка в отличие от другого крепкого алкоголя не вызывая похмелья.

Все это привело к росту популярности водки, а вместе с этим и мест, где ее можно распивать. А поскольку водка ассоциируется прежде всего с Россией, то заметно растет число баров, предлагающих водку "в советском интерьере" (к слову, советская символика вообще здесь популярна: в ходу не только футболки с надписью "СССР", популярностью пользуется целое направление одежды под маркой Soviet). Хозяева большинства ресторанчиков, впрочем, имеют весьма смутные представления о русском языке и порой ограничивают русскость тем, что переворачивают буквы в названиях заведений: так, например, "R" может превратиться в "Я".

Революционная ситуация

Самая большая сеть водочных баров в Англии - Revolution. Она управляется компанией Inventive Leisure, основанной в Манчестере в 1991 году двумя друзьями - Роем Эллисом и Нилом Маклеодом. Свой первый водочный бар Revolution открыла в 1996 году, сейчас подобных заведений в Англии насчитывается 33 (два из них - в Лондоне), при этом головной офис компании по-прежнему находится в Манчестере. В планах компании открыть 60 Revolution к 2006 году.

В Англии водка популярна прежде всего благодаря нейтральному вкусу, что делает ее идеальной для приготовления коктейлей. Именно поэтому, большинство потребителей водки здесь женщины

В логотипе брэнда - перевернутая буква "Е", которая, таким образом, становится отдаленно похожа на русскую "Э". А в дизайне баров активно используются красный цвет, пятиконечные звезды и портреты революционеров всех времен и народов, включая Ленина и Че Гевару. Весь обслуживающий персонал Revolution одет в красные футболки с надписью "I love vodka". Как рассказала "Эксперту" Миранда Диксон - главный идеолог сети и специалист по водкам (официально ее должность именуется "водочная принцесса"), раньше компания также использовала в оформлении многочисленные серпы и молоты, но в последнее время от них решено было отказаться.

Сегодня Inventive Leisure есть чем похвастаться - за первые шесть месяцев 2003 года прибыль компании до налогообложения составила 3,8 млн фунтов стерлингов (на 21% больше, чем за аналогичный период прошлого года), а обороты превысили 37,6 млн фунтов стерлингов (на 35% больше прошлогодних). Хотя, по словам г-жи Диксон, из-за беспрецедентной жары летние продажи снизились на 8,5%, грядущие холодные месяцы позволят наверстать упущенное.

Другая популярная в Англии сеть водочных баров-ресторанов - Babushka, управляемая компанией Style in the City - была основана в 1993 году братьями Гарри и Тони Хиббердами. Сегодня сеть объединяет девять баров Babushka (первый был открыт в 1994 году) и еще девять заведений под другими названиями. В оформлении интерьеров Babushka также используется советская символика, хотя в отличие от Revolution Babushka - это скорее ночные клубы-рестораны, нежели традиционные английские пабы.

Нерусская водка

Объединяет же прорусские Revolution и Babushka то, что собственно русской водки они предлагают не так уж много. Так, если в Babushka это клюквенная настойка Черноголовского завода алкогольной продукции и кристалловская "Столичная", то в Revolution - "Флагман", "Русский стандарт", "Столичная", "Кремлевская" и "Крепкая". (Про "Столичную" разговор особый: к ней у британских потребителей отношение в последнее время стало настороженным - слишком много подделок поступает на рынок, и импортеры уже не в силах разобраться, где и кто произвел ту или иную партию.)

Обе сети имеют и собственное производство. Как рассказала "Эксперту" менеджер по маркетингу Style in the City Джудит Рафферти, в состав компании входит и расположенная неподалеку от Лондона фабрика Infusion Factory, на которой в импортируемые водки вносятся вкусовые добавки (в среднем фабрика выпускает 300 бутылок в неделю). Разрабатываются и свои брэнды: например, для Манчестера это две сладкие водки со вкусами местных тортов и пудингов Manchester Tart и Eccles Cake.

Примерно так же обстоят дела в Revolution. Здесь предлагается 57 видов водок с различными вкусовыми добавками. Большая часть из них импортируется, однако у Inventive Leisure есть производственные мощности недалеко от Манчестера. На основе импортируемых водок там выпускаются собственные брэнды - готовые водки обогащаются добавками, разработанными по оригинальным рецептам (компания производит 30 собственных разновидностей водок с разными вкусами - от ванильных до мятных). А к Рождеству обычно выпускается еще несколько дополнительных, как правило сладких, видов. Миранда Диксон не раскрывает объемов производства, но говорит: сеть Revolution потребляет 75 тыс. литров в год, а на фабрике постоянно занято не больше пяти человек.

Основными конкурентами российских водок являются, однако, не "обогащенные", а всевозможные польские водки. По словам г-жи Диксон, своей популярностью польские брэнды обязаны прежде всего американским инвестициям, благодаря которым возродилось производство водки в Польше в конце 90-х годов, после того как в 1996-м правительство разрешило иностранцам инвестировать в производство алкогольной продукции. Сохраняет свои позиции и крайне популярная в Англии исландская Polstar, которую и Revolution, и Babushka используют в качестве основы для приготовления коктейлей и ароматизированных водок.

Прозрачность водки говорит британскому потребителю о ее растительном происхождении и, следовательно, о чистоте алкогольного продукта. Широко распространено мнение, что в отличие от других крепких алкогольных напитков после употребления водки не наблюдается похмелья

Однако спрос на британском рынке в сегментах premium и super-premium еще далеко на насыщен. И именно с высшими сегментами связывает Диксон перспективы развития российского импорта. Если говорить о более дешевых водках, то здесь вполне хватает и местных производств. Так, например, брэнд Smirnoff в Англии выпускают как минимум три завода, и она сегодня, прежде всего из-за низкой цены, является абсолютным лидером продаж на британском рынке. И это при том, что даже содержание алкоголя в ней - всего 37,5% (минимум, требуемый законом, для того чтобы напиток мог называться водкой) вместо классических 40%. Кроме того, в процессе производства Smirnoff используется довольно много сахара. В результате, например, в супермаркетах 0,7 л Smirnoff в среднем стоят 7,5 фунта, "Флагман" - 11,99 фунта, а шведская Absolut - 12,99 фунта.

Определенно, продукция из России пока импортируется в недостаточных количествах, считает г-жа Диксон. Правда, по ее мнению, виноваты в этом и российские производители, которые редко удачно запускают брэнды в Британии. Они обычно организуют поставки водки в супермаркеты и этим ограничиваются - просто сидят и ждут результатов. А начинать надо как раз с пабов, баров, ресторанов, чтобы приучить местного потребителя к новому брэнду, дать ему возможность распробовать напиток и оценить качество. Выходит, место для российских водочников на британском рынке есть, вопрос в другом: сумеют ли они правильно продвигать свою продукцию, чтобы успешно конкурировать с уже раскрученными местными и заграничными брэндами.

Манчестер