Равный среди меньших

3 ноября 2003, 00:00

Выставку знаменитого фотографа Франса Лантинга "Глаза в глаза", проходящую в ГМИИ им. А. С. Пушкина, можно считать очередным опровержением иерархии жанров в искусстве. Не секрет, что и в скульптуре, и в графике, и в фото анималистический жанр всегда был чем-то не то чтобы второсортным, но каким-то маргинальным. Здесь же, переходя от портрета атлантического буревестника к портрету белого носорога, перестаешь верить в какую бы то ни было иерархию вообще.

Голландец Франс Лантинг снимает диких зверей для Stern, Geo, National Geographic с 80-х годов. За это время он объездил весь мир и научился смотреть на братьев наших меньших так, как не всякий умеет смотреть на людей. Но не в смысле экологически корректного умиления и не в смысле "эка невидаль", а с пониманием того, в чем их и только их красота. Поэтому его снимки зверья так хочется назвать портретами и увидеть в этом зверье людей. У него есть на удивление нескладный африканский слон, который, попивая водичку, смотрит в объектив - ни дать ни взять деревенский меланхолик. У него есть хитрюги, влюбленные, романтики, интеллигенты, сибариты и прочие типажи. Но это - полдела.

Вторая половина заключается в том, что снимки эти невероятно красивы - композиционно, ритмически и со всех мыслимых точек зрения. Африканский лев, засевший в сумерках в синей траве, красив, как геральдический зверь на гобелене, зеленый хамелеон завораживает, как драгоценный камень, серны оставляют на песчаных барханах следы, похожие на забытые на парчовом покрывале бусы. Какая уж там маргинальность! Любым жанрам есть что позаимствовать у "звериной" фотографии Лантинга: портретной съемке - точность, модной фотографии - естественность, спортивной - фантастическое чувство движения.