Газовый оброк

Юлия Гончарова
17 ноября 2003, 00:00

По мнению вице-губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Иосифа Левинзона, увеличение налога на добычу полезных ископаемых приведет к невыполнению предприятиями инвестиционных программ. А его централизация - к сокращению регионом программ социальных

- Ямало-Ненецкий автономный округ входит в пятерку наиболее динамично развивающихся регионов России и обеспечивает четверть валютных поступлений в государственную казну. Согласно международным экспертным оценкам, эти полвека не только Россия, но и вся Европа будут жить за счет поставок газа, добытого на Ямале, - сказал в беседе с корреспондентом "Эксперта" вице-губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа кандидат геолого-минералогических наук Иосиф Левинзон. - Ямало-Ненецкому автономному округу - основному газодобывающему региону страны - отводится ключевая роль в осуществлении Энергетической стратегии России. Если к 2020 году страна должна выйти по уровню добычи газа на 750 миллиардов кубометров, то 600 из них будут ямальскими. Мы также считаем реальным довести к этому времени добычу газового конденсата и нефти до 80 миллионов тонн. Подчеркну, это не просто наше желание. Все планы экономически обоснованы и обеспечены реальной ресурсной базой. Ведь по запасам углеводородного сырья наш округ самый богатый в России, а может, и в мире. По предварительным подсчетам, обеспеченность добычи у нас высокая: по газу - восемьдесят лет, а по нефти - сто. И это только то, что уже разведано и защищено. Всего на территории нашего региона открыто 205 месторождений углеводородов. Но три четверти из них пока ждут разработки. Чтобы планы стали реальностью, необходимо вводить в работу новые месторождения. Ситуация осложняется тем, что уходит в прошлое эпоха легкого сеноманского газа и месторождений-гигантов, таких как Медвежье, Уренгойское. Даже разработка Заполярного лишь замедляет на несколько лет темпы снижения газодобычи. Преодолеть же эту негативную тенденцию удастся только после полномасштабного освоения Ямала.

Это непростая задача. Ямал и полуостров Гыдан более сложны для газовиков, чем уже работающие месторождения. Там и скважины придется бурить намного глубже - до четырех километров, и качество залегающих углеводородов иное. Да и опыта работы у россиян на шельфе арктических морей нет. Без современных технологий туда даже соваться не стоит. Поэтому нужно будет учиться у норвежских и американских партнеров.

Большую часть месторождений полуострова будет разрабатывать "Газпром". Но вопреки распространенному мнению он не монополист на ямальских месторождениях. Сегодня там подготавливают промыслы к работе почти 40 нефтегазовых компаний: "Сибнефть", "Ноябрьскнефтегаз", "Роснефть", "Пурнефтегаз" и другие.

Чтобы выйти на Ямал, необходимо создать новую инфраструктуру. В первую очередь проложить новые маршруты транспортировки, построить ветки трубопроводов с компрессорными и дожимными станциями. Рассматривается возможность строительства завода по сжижению природного газа и специального морского терминала на берегу Карского моря. Планируется, что Северным морским путем сжиженный газ пойдет в регионы России и на экспорт.

Возможно создание транспортного коридора, который мы для себя условно называем "газопровод плюс автодорога". Если он проляжет на юг вдоль восточного склона Полярного Урала, это позволит не только освоить новые месторождения нефти и газа, но и начать разрабатывать уникальную кладовую минерального сырья Полярного Урала.

Помимо природного газа Ямал богат запасами газового конденсата. К сожалению, его добыча пока невелика - всего 8 процентов от всей добычи углеводородов. Но к 2020 году она дойдет до 30 процентов, а к 2030-му - до 50 процентов. И возможности такого роста налицо. Ведь только на двух месторождениях - Новопортовском и Бованенковском - разведанные запасы конденсата и нефти составляют 360 миллионов тонн. Кстати, в районе Нового Уренгоя "Газпром" уже строит мощный газохимический комплекс. Так что впервые в истории округа на его территории появится предприятие перерабатывающей промышленности.

Постепенное смещение ресурсной базы в сторону сложных по добыче углеводородов неизбежно приведет к разработке мелких и средних месторождений, которые раньше считались неперспективными, а также тех скважин, что были законсервированы из-за больших глубин залегания пластов. Администрация округа давно уделяет им особое внимание. В меру своих сил создаем льготные налоговые условия для развития компаний так называемого малого ТЭК. В северо-восточную часть Ямала мы практически не завозим топливо: там работают малые установки, которые прямо на месте перерабатывают полученное сырье в бензин, дизтопливо. В результате они нам обходятся раз в пять дешевле, чем доставка из других регионов.

Растущий спрос на газ повышает актуальность восполнения ресурсной базы. На протяжении последних лет добыча углеводородного сырья практически не компенсировалась приростом запасов, что напрямую связано с ликвидацией Министерства геологии и резким сокращением финансирования геологоразведочных работ. Да и сами добывающие предприятия, освобожденные в 1992 году от уплаты налогов на геологоразведку, все эти годы в основном только проедали разведанные в советское время запасы. Капвложения в топливный комплекс страны за минувшие годы сократились втрое. В результате годовой прирост запасов газа за последнее время снизился в три раза, а нефти - в десять раз. Так что есть о чем задуматься.

Но в отличие от других регионов мы все-таки старались поддержать наших геологов. И сегодня ЯНАО - один из немногих регионов России, которому удалось сохранить геологоразведку максимально. К примеру, объединение "Пурнефтегазгеология" и сейчас полноценно работает. Мы реанимировали его за счет окружного бюджета.

Особую ценность для недропользователей представляет и наш первый и пока единственный в России территориальный банк первичной геолого-геофизической информации, полученной почти за полвека исследований в округе.

Но мы считаем, что для того, чтобы предприятия могли наращивать свои запасы, в центре должны пересмотреть некоторые положения налогового законодательства.

В прошлом году вместо отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и ряда других сборов был введен единый налог на добычу полезных ископаемых. И с прошлого же года финансирование геологоразведки в большей степени легло на плечи самих добывающих предприятий. Естественно, что инвестировать эти работы под силу не всем, а лишь крупным предприятиям.

А с 1 января следующего года налог на добычу еще и повышается. В результате газовики лишаются стимулов развития новых месторождений. Ведь все перспективные месторождения "чистого" газа (на глубинах до полутора тысяч метров) уже освоены, и теперь нужно добывать газ с глубины трех-четырех километров и больше. В нем больше примесей, и его очистка повышает себестоимость производства в несколько раз.

Эти поправки противоречат здравому смыслу. Общими усилиями с представителями округа в Госдуме и Совете Федерации мы постараемся изменить эту ситуацию.

Кстати, нам это уже удавалось. Когда в 1999 году был принят федеральный закон "О газоснабжении в РФ", имущество всех предприятий "Газпрома" перешло на его баланс, и с этого момента налог на имущество уплачивался централизованно. Больше всех в России от этого пострадал Ямал: окружной бюджет потерял около одного миллиарда рублей. Хуже того, выпадение этих доходов не было учтено федеральным бюджетом на 2000 год при распределении трансфертов, и нам не дали никакой компенсации. Мы долго добивались того, чтобы вернуть поступления от налога на имущество газпромовских "дочек" в ямальский бюджет. В итоге родились поправки к закону "О налоге на имущество предприятий". Теперь этот налог перечисляется в бюджеты регионов пропорционально стоимости имущества по месту его нахождения и распределяется равными долями в региональный и местные бюджеты. С января прошлого года эта поправка вступила в силу. И если в 2001 году бюджет Ямала получил от налога на имущество предприятий только 2,7 миллиарда рублей, в 2002 году собрали 3,4 миллиарда рублей, то только за первые месяцы этого года - 2,5 миллиарда.

Но, как вы понимаете, не все у нас в плюсе. Летом правительство и Госдума внесли изменения не только в налоговое законодательство (о них я уже говорил), но и в бюджетное. Политика централизации налога на добычу лишит окружной бюджет примерно 16 миллиардов рублей (около 40 процентов доходов нынешнего бюджета), а с 2005 года налог на добычу окончательно станет федеральным. Безусловно, львиная доля доходов от природных ресурсов должна поступать в федеральный бюджет. Но нельзя пренебрегать интересами людей, добывающих эти ресурсы.

Нефтяные и газовые компании в этом вопросе поддерживают администрацию округа. Ведь эти 16 миллиардов могли бы пойти на различные социальные программы для жителей региона. И теперь это головная боль не только наша, но и предприятий, которые здесь работают, - в большей степени именно на их плечи ляжет социальная нагрузка. Глава "Газпрома" Алексей Миллер согласился с тем, что к Ямало-Ненецкому автономному округу, который во многом определяет динамику экономического развития страны, должно быть соответствующее отношение федеральных властей. Он обещал, что вместе с администрацией округа будет добиваться, чтобы и в Госдуме, и в правительстве принимались решения, стимулирующие социально-экономическое развитие Ямала.