Были донорами, станут как все

Спецвыпуск
Москва, 17.11.2003
«Эксперт» №43 (396)
Российское правительство считает, что ресурсодобывающие регионы должны большую часть налога на добычу перечислять в федеральный бюджет. В Ямало-Ненецком автономном округе просят дать хотя бы время для адаптации к новым условиям

В конце сентября законодательное собрание Ямало-Ненецкого автономного округа единогласно приняло документ, в котором выражено категорическое несогласие с проектом федерального закона об изменениях и дополнениях в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений, вынесенным на рассмотрение в Госдуму.

По проекту, со следующего года 81,6% налога на добычу полезных ископаемых будет уходить в федеральный центр, 13,4% - оставаться в автономном округе и 5% - в области (раньше пропорция была другой: 74,5, 20 и 5,5% соответственно). Задача, которую ставило, разрабатывая документ, правительство, - централизовать доходы в федеральный бюджет, чтобы направлять больше средств в нуждающиеся в поддержке регионы.

Реакция же депутатов Ямало-Ненецкого округа - основного ресурсодобывающего региона России - на проект федерального закона однозначна: нужно остановить централизацию налога на добычу. Ведь это приведет к обнищанию всех регионов-доноров. Депутаты окружного ЗАКСа также направили письма своим коллегам из других регионов-доноров и представителям Ямало-Ненецкого АО в Совете Федерации, а также в Госдуму с призывом поддержать их позицию.

На дотации рассчитывать нельзя

Добывающие регионы поставлены в сложные условия. Со следующего года увеличивается налог на добычу полезных ископаемых. За добычу газа теперь предприятия будут платить 107 рублей с тысячи кубометров, с тонны конденсата - 17,5% от стоимости единицы продукции (поправки к Налоговому кодексу были приняты Госдумой летом). Принимая решение о повышении налога, правительство хотело стимулировать инвестиционную активность в перерабатывающих отраслях и облегчить налоговую нагрузку на сырьевиков. Однако, по мнению администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, налоговая нагрузка на добывающие предприятия только увеличивается. Это, в свою очередь, приведет к повышению себестоимости их продукции, а следовательно - к снижению прибыли. А именно налог на прибыль идет в бюджет региона. Кроме того, со следующего года большая часть налога на добычу полезных ископаемых будет уходить в федеральный центр, и уже в 2004-м газодобывающий округ лишится примерно 16 млрд рублей.

Вместе с письмом в Госдуму и Совет Федерации, где депутаты высказали свое отношение к нововведениям, они отправили прошение включить Ямало-Ненецкий автономный округ в список получателей федеральных дотаций. Чтобы сбалансировать бюджет, в следующем году округу потребуется дотация в сумме, как раз равной выпадающим доходам.

Однако в администрации округа очень сомневаются, что эту сумму дотаций утвердят и деньги вернутся в регион. К примеру, в прошлом году потребность округа в средствах на федеральные программы составляла 3,2 млрд рублей, а утвержденный лимит из центра - всего 107,6 млн рублей (3,3% от требуемого). Впрочем, и выделенные деньги из федерального бюджета регулярно задерживаются.

На прошедшей в конце октября встрече губернаторов Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов Сергей Собянин, Юрий Не

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (396) 17 ноября 2003
    Инвестиции
    Содержание:
    Сверхновая звезда на тусклом небосклоне

    Идея создания мегарегулятора на российском финансовом рынке в лучшем случае бесполезна для его развития как источника инвестиций. Зато нормативная неразбериха, рост числа чиновников и транзакционных издержек эмитентов и инвесторов практически обеспечены

    Обзор почты
    Разное
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Реклама