Эффект зависит от затрат

Марина Шпагина
24 ноября 2003, 00:00

Министерство связи предлагает ужесточить контроль за расходами органов государственной власти

На минувшей неделе Министерство связи и информатизации закончило подготовку проекта концепции информатизации органов государственной власти. Поручение подготовить этот документ правительство выдало Минсвязи два месяца назад, заслушав министерский же объемный доклад о нынешнем состоянии дел в этой области. Судя по докладу, техническая оснащенность российской бюрократии сейчас не столь уж плоха, чего не скажешь об организации процесса информатизации.

По одним данным, с 2001-го по 2003 год органы госвласти направили на информатизацию примерно 740 млн долларов, по другим - больше миллиарда. Расходы на информатизацию "зашиты" в разные статьи ведомственных бюджетов, так что судить о размере и качестве этих трат можно, опираясь лишь на данные министерств, а уж проконтролировать эффективность расходов и вовсе невозможно. Что уж говорить о независимой, вневедомственной по крайней мере, экспертизе проектов, осуществляемых министерствами и ведомствами за счет бюджета или внебюджетных источников, - понятно, что ее тоже нет.

Поскольку у правительства до сих пор нет приоритетов в сфере информатизации, нет единой стратегии, единой технологической политики, ведомственные информационные системы фрагментарны, а интегрировать их, чтобы организовать обмен данными на федеральном уровне, затруднительно. Ко всему прочему, информатизация идет неравномерно (80% расходов приходится лишь на десять ведомств), и о том, как ускоренное переоснащение отдельных госструктур сочетается с вялотекущей административной реформой, остается только догадываться.

В общем, как оказалось, в органах государственной власти используются далеко не самые передовые управленческие и финансовые подходы к внедрению современных технологий. "В ходе подготовки проекта концепции стало понятно, что ни управленческие механизмы, ни бюджетирование у нас не приспособлены к решению задач информатизации, - говорит замминистра РФ по связи и информатизации Дмитрий Милованцев. - Например, бюджетный процесс ориентирован на годичный срок, а информационные проекты, как правило, носят более долгосрочный характер, и для них такой подход зачастую фатален". Есть примеры, когда уже начатый информационный проект остается незавершенным просто потому, что изменился уровень влияния ведомства и новое начальство не смогло добиться продолжения его финансирования.

Достоинство, оно же недостаток

О том, что нынешний подход к информатизации органов госвласти является далеко не лучшим, говорят давно, еще с начала разработки ФЦП "Электронная Россия", значительная часть которой, напомним, посвящена улучшению взаимодействия органов государственной власти с гражданами и бизнесом. Реального успеха тут невозможно добиться без кардинальной перестройки межведомственного информационного обмена, а его, в свою очередь, нельзя наладить, не избавившись от ведомственного подхода к информатизации. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов власти до 2010 года пытается описать и предложить решение для значительной части проблем, не решаемых в рамках "Электронной России".

По словам начальника управления Минсвязи России по координации ФЦП "Электронная Россия" Олега Бяхова, разработчики концепции попытались заложить в нее новую идеологию информатизации, отталкиваться не от сложившейся административной структуры, а от сервисов, которые министерства и ведомства предоставляют гражданам и бизнесу: "Каковы бы ни были дальнейшие пути административной реформы, ключевые функции органов государственной власти останутся неизменными". Считается, что этот подход позволит отдать приоритет тем проектам, социальный и экономический эффект от внедрения которых выше. Эффективность расходов самих ведомств должна будет повыситься за счет централизации управления информационными проектами и их финансирования; кроме того, за расходованием бюджетных средств на информационные проекты будет следить Счетная палата.

Общие же для всех ведомств информационные потребности должны будут удовлетворять несколько регистров - общегосударственных информационных ресурсов, высокотехнологичных и особо защищенных систем, в которые будет стекаться информация о предприятиях, объектах недвижимости, земельных угодьях, природных ресурсах, транспортных средствах, лицензиях, а также персональные данные о гражданах. Финансировать столь крупные проекты, как формирование регистров, создание защищенной сети, которая объединит ведомства и обеспечит им доступ к общим хранилищам данных, и федерального удостоверяющего центра, который должен гарантировать подлинность электронной цифровой подписи, необходимой для организации межведомственного документооборота, предполагается за счет федерального бюджета. Такой подход потребует значительных ресурсов, но и эффект от него ожидается намного больший, чем от нынешней лоскутной информатизации. В этом достоинство концепции, но это же и ее недостаток: печальный опыт той же "Электронной России" свидетельствует, что государство пока не созрело для подобных трат и, скорее, предпочитает тратить бестолково, но по чуть-чуть, чем сразу и много, но с пользой.