По высшей пробе

Василий Иванов
24 ноября 2003, 00:00

Достигнув всех существующих международных стандартов качества, компания "Уралкалий" приступила к созданию собственного узнаваемого брэнда

Открытое акционерное общество "Уралкалий" - крупнейшее в России предприятие по производству минеральных удобрений. Оно расположено на Западном Урале в городе Березники Пермской области. Сырье для переработки добывается подземным способом - в шахтах, глубина которых достигает нескольких сотен метров. Высокопроизводительные горные машины обеспечивают полную механизацию добычи руды (сильвинита и карналлита) в шахтах и ее доставку к месту переработки - на обогатительные фабрики. Производственные мощности компании превышают 4 млн тонн калийных удобрений в год.

Сегодня "Уралкалий" выпускает около 13% мирового объема калийных удобрений. Являясь экспорториентированной компанией, 85% всей выпускаемой продукции компания направляет на экспорт. Березниковские калийные удобрения поставляются более чем в 50 стран мира. Основные рынки сбыта предприятия - Бразилия, Индия, Китай, Малайзия. Основная часть продукции "Уралкалия" доставляется потребителям через морской порт Санкт-Петербурга, где компания построила собственный терминал по перевалке хлористого калия - Балтийский балкерный терминал (ББТ). О перспективах этой динамично развивающейся компании "Эксперту" рассказал ее генеральный директор Максим Широков.

- Максим Геннадьевич, вы уже три года руководите "Уралкалием". Многое ли, на ваш взгляд, изменилось в компании за это время?

- Думаю, да. Когда я пришел в "Уралкалий", компания работала в алгоритме начала девяностых. То есть что-то, конечно, менялось, ведь каждый год приносит что-то новое, но все эти изменения были поверхностными. Например, бюджет был весьма условным - формировался он в середине текущего года, правили его когда и как хотели. Какой-то ответственности перед акционерами руководители компании на тот момент не чувствовали. А ведь прибыль и все, что относится к средствам компании, - это прежде всего средства акционеров. Поэтому сейчас любые согласования по изменению бюджета - увеличение или перенос статей - происходят только с санкции совета директоров "Уралкалия". Мы вычислили себестоимость, научились правильно ее считать. Я имею в виду прежде всего такие конкретные показатели, как, например, затраты на ремонт в составе тонны произведенной продукции. Кроме того, нам удалось запустить систему управления ресурсами предприятия на базе Oracle, что очень важно для создания прозрачного и оперативного управления затратами. Мы изменили систему оплаты труда - это начало серьезной реформы в области управления персоналом "Уралкалия". В компании продолжаются плановые сокращения. Они идут на фоне значительных инвестиций в автоматизацию, механизацию производства, обновление производственной базы, активной части основных средств.

Был принят ряд решений по выходу из низкоприбыльных и непрофильных бизнесов вроде производства соли. Сейчас мы стараемся концентрироваться на нашем основном бизнесе - выпуске калийных удобрений.

Начата работа по формированию технической политики развития "Уралкалия". Причем экология и промышленная безопасность являются неотъемлемой частью этой политики. Это очень сложный процесс и один из самых, пожалуй, важных, над которым компания будет работать в ближайшие год-полтора.

- Часто можно услышать, что главная задача руководителей "Уралкалия" - улучшение качества продукции и снижение производственных издержек. Что делается в этих направлениях?

- Начну с того, что у нас внедрены система стандартизации качества ИСО 9002 и экологические стандартизации - ИСО 14001. И это только два элемента, хоть и важных, из очень большого числа составляющих, которые определяют философию развития "Уралкалия". Я уже не раз говорил, что колоссальный рывок в управлении качеством нашей продукции нам удалось сделать только благодаря тому, что все участники процесса производства, начиная от инженерно-технического состава на рудоуправлениях и заканчивая специалистами лаборатории исследования качества, осознали существование определенных проблем. Самым сложным было изменить менталитет людей, отношение к тому, что, по сути, является проблемой. Ведь на самом деле проблема качества напрямую связана с тем, как вообще строился процесс управления качеством в Советском Союзе. А это те системы стандартизации, сертификации, которые всегда существовали в нашей стране. Сейчас грядут большие изменения в этой области. Принят закон о техническом регулировании, который направлен на повышение конкурентоспособности наших предприятий через либерализацию торговли. Иными словами, будут введены технические и технологические регламенты, определяющие требования к безопасности того или иного продукта, процесса. Например, в нашем деле это безопасность горнорудных работ, но ни в коем случае не требования к конечному продукту. При соблюдении определенного набора требований, технологических регламентов по производству той или иной продукции потребитель будет гарантирован от некондиции.

Конкретный пример: когда мы производили гранулированный хлористый калий, мы проверяли его на соответствие техническим условиям, ГОСТу. И по нашим данным - соответствовало все. Мы продукцию продавали, и что с ней происходило потом, нас мало интересовало. В результате наш гранулированный хлористый калий приходил к покупателю практически разбитым и разрушенным, с большим содержанием пыли. Поэтому продавался со значительным дисконтом. А это напрямую влияло на экономику нашего предприятия. Поэтому, говоря о качестве, первое, что мы пытаемся сделать - объяснить людям, почему необходимо следить за качеством ежедневно, ежечасно. Конечно, в этом вопросе помимо увещеваний и просветработы требуются еще и значительные инвестиции.

Мы кровно заинтересованы в снижении издержек производства. Без жесткого контроля себестоимости эффективное существование хозяйствующих субъектов в экономике фактически невозможно. Растут инфляционные составляющие, которые нам неподконтрольны. Постоянно увеличиваются тарифы на электроэнергию, газ, пар, железнодорожные перевозки. Поэтому предприятие, которое не работает над собственной себестоимостью, не имеет будущего. Мы разработали ряд комплексных программ, помогающих контролировать снижение себестоимости по переделам. Иными словами, мы берем, скажем, добычу руды и дальше ее полностью раскладываем на элементные составляющие. А потом смотрим, каковы наиболее затратные части. В "Уралкалии" разрабатывается программа создания собственных энергетических мощностей. Следующий элемент - транспортировка, это существенная составляющая себестоимости. Поэтому идет работа по созданию вагона новой конструкции, который нам позволит загружать больше продукции. Если нам удастся увеличить нагрузку на вагоны и одновременно снизить расходы на их ремонт, соответственно улучшится экономика предприятия.

- Многие говорят сейчас о кредите ЕБРР. Это внушительная сумма - 75 миллионов долларов. На какие цели компания берет такой кредит?

- Во-первых, на развитие собственной энергетики. Мы планируем создать систему своих генерирующих мощностей. Во-вторых, часть денег уйдет на развитие производства, в частности грануляции. Все крупные мировые производители на сегодняшний день стараются внести как можно больше денег именно в эту область развития производства. Потому что популярность гранулированного хлористого калия в мире растет. И третья программа - это, скорее всего, создание образца нового вагона.

- Можно ли подробнее узнать о программе развития собственной энергетики?

- Мы рассматривали несколько вариантов создания собственных генерирующих мощностей. Это газотурбинные или газодвигательные установки, действующие на попутном или природном газе. Определились, что будем устанавливать газодвигательные, работающие на природном газе - в этом случае затраты компании окупятся раза в полтора быстрее. Сейчас решается вопрос: внедрять эти мощности поэтапно или на всех рудоуправлениях сразу. Вообще суть программы развития собственной энергетики заключается в том, что мы процентов на девяносто обеспечим себя собственной электроэнергией и теплом. Хотя часть электроэнергии мы все равно будем закупать у "Пермэнерго" или на свободном оптовом рынке - ФОРЭМ.

- Еще один заметный проект, который сегодня реализует ваша компания, - создание нового фирменного стиля. Как продвигается дело?

- Когда мы почувствовали, что достаточно сделали, чтобы изменить саму компанию, то пришли к выводу, что настал момент инвестировать определенное количество сил и средств в оформление этих изменений. Было принято решение войти в партнерские отношения с компанией GrayWorldWide - одной из пяти ведущих сетевых маркетинговых компаний. Ее представители провели большую работу: изучили, что у нас делается, что было сделано, особенности менеджмента. И на основании этого предложили новую философию нашей торговой марки. На региональной конференции IFA (Международная ассоциация производителей удобрений) в Санкт-Петербурге мы в первый раз представили свой новый брэнд. И произвели небольшой фурор. Ведь, как правило, в нашем бизнесе очень традиционный подход: компании существуют по 30-40 лет, и у них мало что меняется. Ко мне подходило очень много разных людей - руководителей крупных международных компаний - с комплиментами. В ближайшее время пройдет рекламная кампания в специализированных средствах массовой информации, чтобы актуализировать нашу марку, приучить широкий круг людей, клиентов, потребителей к тому, что у "Уралкалия" новое лицо. Я бы хотел сказать, что на фоне других программ, других внутренних преобразований создание нового брэнда - это, скорее, признание достижения определенного этапа в развитии компании.

Достижения и планы

Побывав недавно на севере региона, в Березниках, губернатор Пермской области Юрий Трутнев посетил одно из крупнейших предприятий Прикамья - "Уралкалий". Представители компании рассказали об итогах работы "Уралкалия" за девять месяцев 2003 года и ближайших перспективах.

В этом году "Уралкалий" планирует побить прошлогодний четырехмиллионный рекорд и выпустить около 4 млн 300 тыс. тонн продукции. Выручка в 2003 году предположительно составит более 8 млрд 300 млн рублей - почти на миллиард рублей больше, чем в прошлом году. Большая часть средств инвестирована в развитие основных фондов и поддержание производственных мощностей. Общий объем инвестиций компании в 2003 году составляет 1 млрд 408 млн рублей - на 200 млн рублей больше, чем год назад.
В 2004 году объемы производства и отгрузки готовой продукции в "Уралкалии" планируется увеличить еще на 300 тыс. тонн. Ожидается существенный рост вложений в капитальное строительство.

Губернатора впечатлили процессы, происходящие в компании, в частности - практически четырехкратное увеличение объема инвестиций. "Заявляя на инвестиции по следующему году более трех миллиардов рублей, 'Уралкалий' выходит в лидеры Пермской области по объему инвестируемых в производство средств. Если компания вложит три миллиарда, будет и отдача в форме увеличения объемов производства, прибыли. Это положительно отразится на экономике и людях, живущих и в Березниках, и в Пермской области в целом", - заявил Юрий Трутнев.