В элитах ли дело?

24 ноября 2003, 00:00

То, что образование является одним из стратегических ресурсов развития общества, государства и отдельных людей, подтверждается ходом дискуссии по поводу статьи "Обновление канонов" на форуме. Уж очень стремительно дискуссия от вопроса: "Зачем нужно образование?" сместилась к обсуждению вопроса о смысле жизни.

Оно и понятно - любим мы, русские, обсуждать все основательно. Собственно, и мы предложили к реформированию русского образования подходить системно, рассматривая его в разных масштабах и горизонтах - этнокультурных, геоэкономических, антропологических и т. д. Это не простая задача. Однако патетика читательского обсуждения оказалась существенно масштабнее всего перечисленного.

Утверждение Александра Савельева "Образование - вопрос жизни и смерти России" при всей своей лозунговости исполнено сермяжной правды. Это действительно вопрос жизни, поскольку образование - общественный институт, через который проходит все население страны. Какие ресурсы может эта махина производить! Но соразмерного общественного института, работающего с будущим, просто нет. И это вопрос возможной смерти, если вспомнить о сегодняшнем состоянии школ, возрасте и социальном положении учительства, огромном числе никчемных вузов. Именно по этой причине - провального состояния ведущей инфраструктуры работы с будущим - не могу согласиться с читательским высказыванием: "Не надо сейчас вообще мусолить тему образования. Мы мало что можем сделать". А мы можем себе позволить не "мусолить"?

Рискну также не согласиться с мнением Дмитрия Жигалова: "Деградация образования продолжится, так как нынешней элите не нужны думающие и творческие люди - нужно быдло, которым легко управлять". Полагаю, что даже если такое настроение в элитах и присутствует, то оно не доминирующее. Да и не из одних элит общество состоит, есть еще и контр-элиты, пред-элиты, средний класс и т. д. Деградация образования может продолжиться по другой причине - если думающие и творческие люди никому не будут нужны. А это навряд ли. Вопрос в другом: хватит ли воли у тех, кому они нужны, напрячься и предпринять ряд действий (и не разовых), которые позволят привести к изменениям в образовании. А если не хватит, то тогда мы его (образование) действительно предадим.

А вот с высказыванием Сократа "ситуацию может сдвинуть устойчивый массовый и выражаемый спрос на образование определенного качества" согласна на все сто. Считаю при этом, что управление образованием должно быть пакетным. И субъектов управления должно быть несколько, и государство в том числе. Но саму идею, суть которой в том, что население страны через различные формы (родительские ассоциации, бизнес-сообщества, общественные объединения etc.) должно свои запросы образованию предъявлять, считаю принципиально верной. Это и будет один из фокусов управления.

Равно как и голосование ногами и деньгами. Другое дело, что культура запроса еще не сформирована. Попробуйте-ка четко сформулировать свои требования: что вы хотите, чтобы ваш ребенок имел на выходе из школы. Не из того, что школа сегодня предлагает, а что, по большому счету, вы хотите получить? Какой набор квалификаций и компетентностей вас устроит? Начните формулировать - и запнетесь. И понятно почему. Во-первых, услуга сама по себе сложно устроена. Во-вторых, не было у нас такой практики в жизни - что давали, то и ели. Но сейчас надо учиться предъявлять свой запрос. Если будут сформированы мощные общественные запросы к образованию, элиты, что бы они там себе ни думали, просто не смогут не считаться с ними.