- Леонид Борисович, вы заявили о своем решении уйти с поста ректора РГГУ. Почему?
- Университет государственный. Университет готов видеть меня ректором, а государство - нет. Почему у университета должны быть проблемы?
- Почему ЮКОС выбрал именно РГГУ в качестве объекта благотворительности?
- В свое время, когда Ходорковский стал заниматься крупными образовательными проектами, мы по его поручению искали форму участия в финансировании хорошего университета. Необходимо было, во-первых, соблюсти законность, то есть чтобы университет смог взять эти деньги, и во-вторых, чтобы он пошел на то, чего мы от него хотели. Главное было найти консенсус между хорошей репутацией вуза и идеологией подхода к образованию, чтобы ребят учили с позиций гражданского общества и либеральных ценностей. Требовался также адекватный ректор и одобрение Министерства образования. Был выбран РГГУ - благодаря его репутации и репутации Афанасьева. Нам понравился набор преподаваемых там гуманитарных специальностей, качественный коллектив преподавателей-гуманитариев. И потом туда трудно попасть, там большой конкурс.
- Была ли у вас программа действий и что вы уже успели сделать?
- Я считаю, что университет - консервативное заведение, особенно университет государственный. Поэтому планы были не революционные, а эволюционные. Можно быстро проесть все деньги, повышая зарплаты и стипендии. Сделать это необходимо, но это - не основное. Кстати, десять миллионов в год - деньги существенные, но не такие уж и большие. Главное в том, что они - свободные.
Сделать хотели следующее: пригласить лучших преподавателей как из России, так и из-за рубежа. Организовать поддержку талантливым ребятам, которые хотели бы и могли бы поступить в университет, но не поступают по финансовым причинам - нужно обеспечить им жизнь в Москве, выплачивать стипендии, которые позволили бы кушать, на обычную-то не проживешь. Относительно приглашенных российских преподавателей - то же самое. Это действительно дорогая задача. Хотели перенаправить на работу в университете лучших студентов за счет адресного повышения зарплат и тем самым решить крайне актуальную проблему - омоложение кадрового состава. Потому что лучшие ребята сейчас ищут себя в бизнесе. Как водится, глобальная интернетизация, введение сетевых методов образования - без этого никуда. Международная программа - в университете она развивается достаточно успешно, но при наличии дополнительных денег ее можно развернуть и шире.
У меня еще до вступления в должность были primaries, я со многими людьми в РГГУ встречался, обсуждал наши планы, собирал пожелания и мнения, фиксировал проблемы. У меня накопился солидный пакет предложений.
Успели мало, но кое-что успели: зарплаты повысить примерно в два раза.
- Что теперь изменится? Изменится ли в РГГУ финансовый менеджмент?
- Будет другой ректор. Финансирование со стороны ЮКОСа никак не изменится, если основные принципы сотрудничества, изложенные в соглашении между ЮКОСом, Минобразования и РГГУ, не будут изменены. Поэтому все зависит от того, кто будет ректором, что он будет делать: будет ли человек тратить деньги на ремонты и социальные выплаты или направит их на развитие. У ректора есть власть тратить эти деньги. Я бы порекомендовал ЮКОСу сделать выплаты регулярными и частыми, скажем поквартальными, чтобы иметь возможность контролировать деньги и принимать решение о продолжении выплат, если вектор их распределения изменится.
Останется ли Хачатуров финансовым директором - зависит не столько от ЮКОСа, сколько от будущего ректора РГГУ. Хачатуров - человек новый, но профессионал, не вижу, почему бы ему не остаться.
- Будете ли вы и дальше участвовать в жизни университета?
- Я в нынешнем качестве могу быть полезен университету как член попечительского совета, находящийся за границей, - в плане организации внешних связей университета. Функции попечительского совета - fundrising. Вообще это развитая структура в западных университетах, а в западном частном университете функции попечительского совета весьма широки - в них входит и назначение ректора, и другие кадровые вопросы. В принципе мы тоже могли прийти к такой модели управления. Но университет государственный, а законодательно попечительство пока у нас не регулируется.
- Ваш прогноз развития ситуации?
- То, что произошло, не так уж плохо для РГГУ. Наоборот, по результатам последнего ученого совета можно констатировать, что у людей сформировано гражданское сознание.