Вторая волна реформ

Александр Кокшаров
24 ноября 2003, 00:00

Среди переходных экономик в лидеры по темпам роста выбились Россия и страны СНГ, которые обогнали страны Центральной и Восточной Европы. Теперь для того, чтобы повысить качество экономического роста, России нужно больше прямых иностранных инвестиций

На прошлой неделе Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) опубликовал свой ежегодный отчет, посвященный странам Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР. Отчет охватывает страны с переходной экономикой, в которых действует банк, специально созданный в 1991 году для поддержки экономических реформ и трансформации стран на пути от социалистического хозяйства к рыночной экономике.

Результаты отчета оказались во многом предсказуемы. Во-первых, почти во всех 27 странах региона произошли дальнейшие реформы, причем Россия стала одним из лидеров. Лишь три страны оказались исключениями из правила - Белоруссия, Туркменистан и Узбекистан. Во-вторых, уже третий год подряд экономики региона растут быстрее, чем мировая экономика в целом. Так, по прогнозу ЕБРР, средний темп роста по переходным экономикам составит 4,7%, в то время как в мире в целом - всего 2,7%. Причем сейчас регион растет быстрее, чем в 2001-2002 годах. И в-третьих, произошла явная смена лидеров по темпам роста. Экономики стран СНГ в среднем вырастут на 6,2%, в то время как экономики стран Центральной Европы и Балтии, ранее лидировавших по росту ВВП, - всего на 3,3%.

Влияние Брюсселя

Для оценки успеха реформ ЕБРР использует несколько показателей, объединенных в две группы: экономические и институциональные.

Первая группа включает в себя либерализацию, демонополизацию, приватизацию, а также макроэкономическую стабилизацию. Они начались еще в 1990-1992 годах и во многих странах практически завершились. СНГ, увы, отстает от своих соседей: если в Албании осуществление экономических реформ оценено в 0,9 из 1,0 возможных, то в Казахстане - 0,83, в России - 0,8, на Украине - 0,77, а в Белоруссии - 0,4.

Вторая группа включает в себя дерегулирование и создание институтов, обслуживающих функционирование рыночной экономики. Больше всех в этом направлении продвинулись Венгрия, Эстония, Чехия и Польша. В странах СНГ по институциональным реформам лидирует Россия, пока еще, впрочем, значительно отстающая от стран Центральной Европы.

В 2002-2003 годах наибольшего прогресса в реформах добились Босния и Герцеговина, Россия, Сербия и Черногория, где активно шли как экономические, так и институциональные преобразования. Движущей силой реформ в Центральной и Восточной Европе, по мнению экономистов ЕБРР, стало расширение ЕС на восток. В мае 2004 года в Евросоюз вступят восемь стран региона - Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония, что откроет для них выход на рынки западноевропейских стран. Однако, как заявил на презентации отчета Виллем Буйтер, главный экономист Европейского банка, "вхождение этих стран в ЕС не означает завершения процесса перехода к полноценным рыночным экономикам". Еще понадобятся реформы по повышению эффективности государственного сектора, реструктуризация в стратегических секторах (тяжелая промышленность, сельское хозяйство) и укрепление финансового сектора. Позднее, в 2007-2008 годах, ожидается вступление в Евросоюз Болгарии, Румынии и Хорватии. Формальную заявку на присоединение к ЕС подали также Сербия и Черногория, а власти Македонии планируют сделать это уже в феврале 2004 года. Стучась в двери престижного клуба, все эти страны также активизируют реформы своих экономик.

Кстати, сам ЕБРР будет сворачивать свою деятельность в странах, вступающих в 2004 году в Евросоюз, поскольку для них будут открыты другие источники финансирования реформ и экономического развития - такие как Европейский инвестиционный банк и структурные фонды, через которые перераспределяется бюджет ЕС, направленный на региональное развитие, аграрные субсидии и инфраструктурные проекты. Высвободившиеся ресурсы ЕБРР будет направлять на реформы в страны, которым прямая поддержка ЕС пока недоступна, - на Балканы и в СНГ.

Поддержка роста

Перенос акцента деятельности ЕБРР на СНГ и Балканы связан с ускоряющимся там экономическим ростом. Хотя в отчете и отмечается, что темпы роста ВВП во многих странах, включая Россию, впечатляют, в будущем могут возникнуть проблемы. Так, в богатых энергоресурсами странах СНГ (прежде всего в Азербайджане, Казахстане, Туркменистане, а также в России) рост во многом поддерживается увеличением поставок нефти и газа на экспорт в сочетании с благоприятной ценовой конъюнктурой. При этом большая часть прямых иностранных инвестиций (ПИИ), поступающих в эти страны, направляется именно в ТЭК. Такой рост может вызвать структурные перекосы, ослабив экономики и поставив их в зависимость от мировых рынков. Впрочем, для России с ее более диверсифицированной экономикой это представляет меньшую опасность: доля нефти и газа в ее экспорте растет не слишком быстро - она увеличилась с 41% в 1999 году до 52,5% в 2002-м.

Один из ключевых факторов, который может помочь закрепить устойчивость экономического роста в СНГ и на Балканах, - это прямые инвестиции. По этому показателю в регионе деятельности банка существенно лидируют страны - кандидаты на членство в ЕС. С 1991-го по 2002 год Чехия привлекла 36,6 млрд долларов прямых инвестиций, Польша - 38,6 млрд долларов, Венгрия - 22,5 млрд, Словакия - 9,6 млрд, Хорватия - 6,3 млрд, а крохотная Эстония - 2,5 млрд долларов. Россия привлекла всего 6,9 млрд долларов ПИИ, что ненамного больше, чем Азербайджан (5,1 млрд), и меньше, чем Казахстан (13,6 млрд). По расчетам ЕБРР, в 2000-2002 годах приток ПИИ в Россию вообще имел отрицательные значения. В результате сегодня в России на душу населения приходится 48 долларов ПИИ, это даже меньше, чем в малореформированной Белоруссии (181). Хуже ситуация только в Узбекистане (33 доллара) и Таджикистане (30). В странах же, вступающих в 2004 году в Евросоюз, объем инвестиций на душу выше на два порядка: от 1007 долларов в Польше до 3554 в Чехии.

Почему так важны иностранные инвестиции? Исследования банка показывают, что они напрямую влияют на эффективность предприятий и, как следствие, экономики. Компании, которые получают инвестиции из-за рубежа, вместе с капиталом приобретают технологии, ноу-хау и новые подходы к менеджменту. В результате такие компании показывают более высокую экономическую эффективность (в расчете на одного занятого) по сравнению с остальными фирмами. Но экономический эффект от ПИИ сказывается и на последних: ведь инвестиции могут улучшить деятельность их бизнес-партнеров (поставщиков, покупателей продукции и т. д.), а также устанавливают новые стандарты конкуренции, от которых в конечном итоге выигрывают все.

Лондон