Платное телевидение в России

24 ноября 2003, 00:00

На этом участке российского телерынка сегодня действуют четыре основных игрока. Старейший - компания "НТВ-Плюс", вещающая через собственный спутник. Она же и самая дорогая (см. таблицу). "НТВ-Плюс" производит и собственные программы, которые, по мнению руководства, играют важную роль в привлечении новых абонентов.

Компания "Космос ТВ" получает сигнал со спутника, а передает его через ретранслятор (например, через Останкинскую башню). Это дешевле и удобнее, чем тарелка, но качество сигнала может быть хуже. На основе кабельной сети "Мостелеком" появился проект платного телевидения "Диво ТВ". Компания предлагает полуинтерактивную услугу: можно заказать по телефону просмотр кинофильма, однако время и канал демонстрации определяет оператор.

"Комкор-ТВ" - единственный канал собственно кабельного ТВ, столь популярного в США. У компании меньше всех абонентов, но ее существенное преимущество - возможность предоставлять программы по требованию. Кроме того, "Комкор-ТВ" предлагает комбинированный доступ - к Интернету, платному ТВ или к тому и другому одновременно.

До бума, конечно, российскому рынку еще далеко - даже завзятые оптимисты не рискуют оценить всю аудиторию платного телевидения в России больше чем в 1% от общего числа зрителей, а его объем вряд ли превышает 500 тыс. долларов (вообще эти данные в большей степени основаны на догадках). Есть, впрочем, и более любопытные цифры. Так, по данным исследовательской компании КОМКОН, по итогам первого полугодия 2003 года лишь 9% городского населения России утверждает, что у них есть устойчивый прием спутникового ТВ. "Правда, что именно отвечающие сочли спутником, говорить сложно, - утверждает Екатерина Ерошкина, директор исследований 'КОМКОН-Медиа'. - Но можно утверждать, что эта цифра от года к году растет".

На этом не поддающемся подсчетам рынке в последнее время начались любопытные подвижки. По слухам, медиамагнат Руперт Мердок и его News Corporation хочет приобрести старейшего российского оператора платного ТВ - "НТВ-Плюс". Шаг довольно логичный - Мердок почти закончил строительство крупнейшей мировой империи спутникового телевидения Sky TV; для завершенности картины ему не хватает присутствия на двух-трех рынках.

Активизировались и отечественные игроки. Так, чуть больше месяца назад оператор платного телевидения "Космос-ТВ" и Дельта-банк объявили о начале кредитования на покупку оборудования для подключения - правда, лишь для прописанных в Москве и Подмосковье. С начала следующего года аналогичную услугу собирается предоставлять и "НТВ-Плюс". А кабельная компания "Комкор-ТВ" предлагает скидки на платные пакеты тем, кто пользуется Интернетом через ее сеть. Сегодня около 30% от общей абонентской базы компании подписаны и на Интернет, и на платное ТВ. Кроме того, она рассматривает возможность предоставления "видео на заказ". "Судя по опросам, очень многие хотели бы смотреть блокбастеры и готовы платить за просмотр фильма около пары долларов. Кроме этого, судя по опросам, есть определенный спрос на культовое кино и образовательные программы", - говорит Юлия Шальнева, PR-директор компании "Комкор-ТВ".

У российской аудитории пользуются наибольшей популярностью "все то, что способствует развитию интеллекта". Большинство каналов - ретрансляционные, то есть известные зарубежные брэнды. Операторы сходятся на том, что больше всего смотрят семью каналов Discovery. Они попали на уже подготовленную почву привязанности российской аудитории к таким каналам, как "Клуб путешественников", "В мире животных" и др. На втором месте по популярности, утверждает Юлия Шальнева, фильмовые каналы, на третьем - новостные, спортивные и детские. От компании к компании их популярность может варьироваться в зависимости от условий подключения.

Все это говорит о том, что компании делают серьезную ставку на этот рынок в России и хотят выходить на более массовую аудиторию. Так, по мнению Юлии Шальневой, только в Москве 20% населения могли бы подключиться к платному ТВ и заинтересованы в нем.