Кредиты для бедняков

24 ноября 2003, 00:00

Банки США заинтересованы в привлечении бедных клиентов из Латинской Америки. Североамериканские финансовые институты первыми обратили внимание на эту перспективную нишу: 40% латиноамериканского населения - именно бедняки, а это 220 млн человек (в самих США малообеспеченных лишь 34,6 млн).

Стратегия банков для бедных - предоставлять кредиты под умеренные проценты и игнорировать низкую платежеспособность потенциальных заемщиков. Вероятность невыплат на этом рынке, естественно, очень высока - 20% (против обычных для рынка кредитования 0,54%). Но большинство банкиров этого обстоятельства не пугаются: взятые на себя риски банки для бедных компенсируют за счет более высоких процентов и комиссионных. Так что бизнес вполне окупается, и объем рынка кредитов для бедных растет. Так, за период с 1993-го по 1999 год объем кредитов беднякам вырос на 300% - с 40 до 160 млн долларов, а к настоящему моменту он уже составляет 300 млн долларов.

Идея кредитовать бедных воодушевила и бизнесменов из Латинской Америки: так, аргентинец Венсеслао Касарес основал в Бразилии банк для бедняков - Lemon Bank. И сегодня у этого банка уже три с половиной тысячи филиалов по всей стране. Основная сложность в деятельности Lemon Bank - выработать механизм привлечения клиентов, ведь бедные редко ходят в банки. Но Касарес, похоже, нашел решение: он открывает свои отделения в булочных, аптеках и продуктовых лавках.