Протест себе в убыток

Екатерина Шохина
24 ноября 2003, 00:00

Решение Ханты-Мансийского автономного округа о досрочном выкупе своих облигаций - политическая реакция на законодательные инициативы правительства, ухудшающие финансовое положение региона. Однако шаг этот может, в свою очередь, ухудшить условия будущих займов ХМАО, да и других регионов России

Четырнадцатого ноября руководство Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) приняло беспрецедентное решение: в связи с законодательными новациями центра в сфере межбюджетных отношений округ заявил о грядущих сложностях с бюджетом и предложил инвесторам досрочный выкуп своих облигаций.

Речь идет о двух займах, выпущенных в 2002 году. Один - на миллиард рублей со сроком погашения в 2005 году - руководство округа будет выкупать по цене 109,80% от номинала, второй - на 3 млрд со сроком погашения в 2008-м - по цене 104% от номинала, что соответствует нынешним рыночным котировкам бумаг.

В администрации ХМАО комментировать свое решение отказались, ознакомив нас лишь с официальным "Обращением правительства Ханты-Мансийского автономного округа к владельцам государственных облигаций Ханты-Мансийского автономного округа", где и изложена приведенная выше информация.

В одном из интервью, правда, начальник управления ценных бумаг и финансовых рынков департамента инвестиций, науки и технологий ХМАО Сергей Семахин объяснил, что округ принял такое решение, исходя из высокого объема текущих доходов ХМАО. "Сейчас у нас достаточно свободных денежных средств, и нам не надо будет в будущем платить проценты по купонам", - заявил г-н Семахин, добавив, что "если в будущем у нас возникнут какие-либо затруднения с деньгами, мы эти ценные бумаги снова выведем на рынок".

Странное решение

Случай этот - беспрецедентный для рынка. До сего момента ни один субъект федерации не предлагал инвесторам выкупить бумаги, да и позволить себе такое (досрочно выделить необходимые средства) могли бы лишь некоторые регионы.

Финансовые аналитики недоумевают по поводу решения ХМАО и видят в основном его неблагоприятные последствия для автономного округа. Они предсказывают, что оферта (возможность досрочного погашения) может негативно повлиять на условия будущих займов региона, то есть доходность, под которую инвесторы готовы будут покупать облигации ХМАО, начнет расти. "Непонятно, зачем погашать полученный под беспрецедентно низкую ставку (8% годовых) пятилетний заем на 3 млрд рублей. С учетом анонсированного администрацией ухудшения кредитоспособности региона следующие займы субъекта наверняка окажутся гораздо дороже", - недоумевает аналитик Вэб-инвест-банка Владимир Малиновский.

"Честно говоря, официальная логика правительства ХМАО несколько парадоксальна, - соглашается вице-президент ИБ "Траст" Роман Журков, - с одной стороны, они объясняют выкуп возможным дефицитом средств для погашения в будущем, а с другой - говорят, что если будут затруднения с деньгами, то выкупленные облигации будут выведены обратно на рынок".

Инвесторам шаг ХМАО явно не придется по вкусу, поскольку они поставлены перед выбором - либо недополучить прибыль, либо, в случае отказа от оферты, нести повышенные кредитные риски по обязательствам, которые, очевидно, станут совсем неликвидными. Пострадать могут и остальные регионы, желающие делать займы на рынке.

"Я думаю, такой прецедент окажет негативное влияние на размещение всех региональных займов. При этом не исключаю, что у правительства ХМАО появятся последователи, например, Ямало-Ненецкий АО, имеющий схожую с ХМАО структуру доходов. Эти два региона сильнее других пострадают от изменений в законодательстве. В результате спрэд между доходностью региональных и московских займов увеличится, брать дешевые деньги регионам будет гораздо труднее или вообще невозможно", - прогнозирует аналитик Альфа-банка Екатерина Леонова.

Асимметричный ответ

Как полагают многие опрошенные нами эксперты, решение ХМАО трудно трактовать иначе как демарш против законодательных действий правительства. "Вполне вероятно, что решение о выкупе облигаций является политическим, - отмечает Роман Журков. - 'Нефтяные' регионы в первую очередь пострадают от вступления в силу новых законопроектов правительства, касающихся регулирования межбюджетных отношений. Поэтому таким шагом власти ХМАО, возможно, хотят публично показать, что нововведения могут существенно снизить кредитоспособность ключевых регионов со всеми вытекающими последствиями - вплоть до невозможности обслуживать свои долги и, соответственно, дестабилизации финансового рынка".

Вкратце объясним ситуацию. Принятый 18 ноября в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений" фактически лишает ХМАО львиной доли налогов.

Во-первых, потому что 100% налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по газу и 95% НДПИ по нефти, поступающих из ХМАО, будет с 2005 года зачисляться в федеральный бюджет. Сегодня же от автономного округа в федеральный бюджет поступает 74,5% НДПИ по нефти и газу. В результате доля ХМАО в поступлениях от НДПИ в 2004 году составит 13,4%, а в 2005-м только 5%.

Как отмечает аналитик международного рейтингового агентства Standard & Poors Борис Копейкин, регионы c относительно высоким уровнем бюджетных доходов за счет нефте- и газодобычи, в том числе ХМАО и ЯНАО, в результате централизации налоговых поступлений, по всей видимости, потеряют до трети доходов своих бюджетов.

Во-вторых, если сейчас все региональные налоги почти полностью поступают в бюджет того округа, где они собираются, и лишь частично финансируют бюджет края или области, в которой расположен округ (например, 20% регионального НДПИ идет в бюджет округа, 5,5% - в бюджет Тюменской области), то теперь ситуация резко меняется - все региональные налоги поступают в бюджет области, а затем область распоряжается им по собственному усмотрению.

"Складывается парадоксальная по сути ситуация - по Конституции, все субъекты федерации, к которым относятся и автономные округа, у нас равны в своих правах и обязанностях, закон же, создавая неравенства, фактически попирает Конституцию, - говорит генеральный директор Центра фискальной политики Галина Курляндская. - Это явный толчок в сторону объединения ХМАО, ЯНАО и Тюменской области, поскольку средств к существованию у автономных округов просто не остается".

Ситуация с выполнением бюджета в ХМАО сейчас лучше, чем планировалось в Законе о бюджете, долговая нагрузка составляет менее 10% от всех доходов бюджета, и даже не прими администрация округа решения об оферте, выплатить свой долг в будущем (даже при двукратном снижении доходов) округу не составило бы труда. "Поэтому Standart & Poor`s не меняет высокие рейтинги Ханты-Мансийского автономного округа и его двух облигационных выпусков", - отмечает Борис Копейкин. Однако в случае резкого падения ликвидности оставшихся на рынке облигаций их доходность неизбежно вырастет, что неминуемо приведет к тому, что будущие займы ХМАО окажутся более дорогими.