За всем, что происходит

Александр Гаррос
1 декабря 2003, 00:00

Искус конспирологии неистребим, как гипноз веры. Как религия оправдывает и облегчает ужас экзистенции вообще - так "теория заговора" наделяет смыслом хаотическое крошево Истории. Утешительно все-таки видеть за вращением шестеренок этой мясорубки хоть чью-то волю, прозревать хоть чей-то - масонов, тамплиеров, юных пионеров, не важно, - лик. Если все происходящее - путь к чьей-нибудь Цели, жить легче. Понятнее.

И не важно, что мэтр Умберто Эко уже разнес в щепки все "теории заговора" скопом в "Маятнике Фуко"; птенцы гнезда Экова вроде Переса-Риверте продолжают плодить историко-конспирологическую беллетристику. Лоуренс Норфолк, бритт 63-го года рождения, - тоже в каком-то смысле "птенец": в его дебютном (1991) романе "Словарь Ламприера" полно абсолютно постэковских приемов и примет, не говоря уже о самом жанре криптоисторического триллера.

Вся эта немножко б/у роскошь служит фоном для конспирологической интриги, в которой осада Ла Рошели, основание Ост-Индской компании или издание реальным книжником Ламприером "Классического словаря античности" оказываются звеньями заговора, умышленного очередным секретным Союзом Девяти. Джон Ламприер, юный ученый и младший мужчина в роду, где уже давно ни один мужчина не умирал своей смертью, пытается в этой мрачной фамильной тайне разобраться. И добирается в итоге - пройдя сквозь детективные перипетии и любовные страдания, через барочно-пышные описания и дотошные энциклопедические перечисления, через целое минное поле развернутых скрытых цитат из авторов разной степени древности - до очередных "Тех, Кто Стоял и Стоит За Всем, что Происходит" (это, кстати, из БГ цитата).

"Словарь Ламприера" был бы просто одним из многих "интеллектуальных бестселлеров в стиле Великого Умберто" - когда б не писательская техника Норфолка. К эковской затоваренной фактографии он добавляет то пинчоновской паранойи, то джойсовских потоков сознания, то... Очень грамотное, часто неожиданное, само по себе увлекающее переключение жанровых регистров, делающее это объемистое (тыщестраничное) и не всегда легкое чтение оправданным и интересным. Просто не стоит рассчитывать на легкую победу над этим текстом; но ведь и сложный quest в поисках книжных секретов может доставить немало удовольствия.