Каннибалы и Невезучие

1 декабря 2003, 00:00

С 4 по 7 декабря в Москве проходит 4-й фестиваль "Французское кино сегодня". Несмотря на солидное название, фестиваль нового французского кино, с точки зрения зрителя, не является полноценным кинофестивалем. Это скорее пиар-акция "Юнифранс", организации, занимающейся продвижением французской кинопродукции во всем мире. Фестивальные картины предоставляются отечественными прокатчиками, пожелавшими разрекламировать фильмы за несколько месяцев (а то и дней) до российской премьеры. Непосвященным не совсем понятно, в чем же заключается смысл посещения этого мероприятия: увидеть фильм месяцем раньше или месяцем позже - какая, казалось бы, разница? Тем не менее определенный резон в посещении показов есть - случается, что фестивальные картины потом так и не выходят в широкий прокат.

В этом году в фестивальной программе нет громких, ударных картин (своеобразные французские комедии, даже при участии звезд вроде Жана Рено или Депардье-старшего, вряд ли могут стать у нас кинособытием). Зато нам покажут неплохой арт-хаус (не шедевры, но добротное авторское кино "второго эшелона"): производственную драму Алена Корно "Страх и трепет" и "В моей коже" Марины де Ван - странную смесь каннибальского хоррора и все той же производственной драмы. "Страх и трепет" основан на реальной истории бельгийки Амели Нотомб, пытавшейся интегрироваться в японское общество - и потерпевшей фиаско. Занявшая позицию переводчика в крупной японской корпорации, Амели вскоре пала жертвой своих беспощадных коллег и жесткой бюрократической машины вообще и за год работы превратилась из офисного работника в уборщицу туалетов.

Фильм де Ван также рассказывает о деградации сотрудницы офиса - но в этом случае нет и капли реализма. Начальница отдела парижской фирмы без всякой видимой причины начинает кромсать себя острыми предметами - и мало-помалу доходит до каннибализма. Подробно снятые сцены медитативного поедания героиней кусочков самой себя чередуются с напряженными эпизодами деловых обедов и подковерной офисной борьбы - отчего фильм из кровавого ужастика превращается в тонкую социальную сатиру в духе картин Луиса Бюнюэля.

Кроме странных и экзотических историй на фестивале будут и самые что ни на есть традиционные фильмы: работы французских классиков Жан-Поля Рапно (экранизация новеллы Жиля Баршана "Счастливого пути") и Клода Миллера (семейная драма "Малышка Лили" с Людвин Санье в главной роли); фильм о любителях экстремальных видов спорта (без такого кино не обходится ни один французский фестиваль в Москве) - "Максимальный экстрим" Олиаса Барко (оригинальное название - "Сноубордист"); фильм для детей ("Бабочка" Филиппа Мюиля) и несколько комедий - еще одна непременная часть французской кинопрограммы - "Невезучие" Франсиса Вебера, "18 лет спустя" Колин Серро и "Знакомьтесь, ваша вдова" Катрин Корсини. Последний фильм - довольно редкий на сегодняшний день случай действительно смешной и абсурдной французской комедии. А одну из главных ролей - сексапильную "вдову" - тут играет пятидесятивосьмилетняя Джейн Биркин, которая в 70-х действительно была французским секс-символом.