Вершки и корешки из Германии

8 декабря 2003, 00:00

Программа нынешнего фестиваля немецкого кино (10-14 декабря) весьма представительна и разнообразна; очевидно, что ее составители стремились не только напомнить московским зрителям о былых успехах германского кино, но и подробно проинформировать их о текущем состоянии дел. Организованный Институтом Гете, Экспортным союзом немецкого кино и кинопрокатной компанией "Кино без границ", фестиваль напористо пропагандирует в первую очередь новый кинематограф Германии - кинематограф активно развивающийся, но при этом пока что почти не известный за пределами страны. Как всякое просветительское мероприятие, эта кинопанорама представляет весь спектр немецкой кинопродукции - от новейших фестивальных хитов и работ классиков до заведомо непрокатных короткометражек и документальных работ.

Главной картиной программы можно считать открывающий фестиваль "Дальний свет" (режиссер Ханс-Кристиан Шмид). Фильм представлял Германию на Берлинале-2003 и получил приз ФИПРЕССИ - международного жюри кинокритиков. Место действия картины Шмида - две стороны немецко-польской границы в районе Франкфурт-Слубице (фильм посвящен теме, весьма популярной сегодня в восточноевропейском кино: граница между процветающей Западной и куда менее благополучной Восточной Европой), время - два летних дня. Персонажи - сплошь неудачники, маргиналы и горе-авантюристы: украинские остарбайтеры-нелегалы, яростно прорывающиеся через Польшу в сытый Берлин, контрабандисты, "кидалы"-проводники и разоряющиеся мелкие предприниматели. Половина актеров - наши соотечественники : Анна Яновская (известная зрителям по многочисленным телесериалам), Иван Шведов (с 1999 года постоянно снимается за границей), Сергей Фролов (актер "Ленкома").

В фестивальном разделе киноклассики всего два фильма: хрестоматийный образец немецкого экспрессионизма, футуристический "Метрополис" Фрица Ланга и "Розенштрассе" - новая картина Маргаретт фон Тротта, одного из ведущих режиссеров новой немецкой волны 1970-х. "Розенштрассе" - первый кинофильм фон Тротта за последние девять лет, реконструкция малоизвестных событий 1943 года: в центре картины - акции гражданского неповиновения, устроенные на берлинской Розенштрассе немками-женами подготовленных к депортации евреев. (Кстати, эта женская демонстрация оказалась на удивление эффективной - все арестованные вскоре были выпущены на свободу.) Как и в большинстве фильмов фон Тротта, политические пертурбации и эпохальные катаклизмы показаны через частные истории самых обычных людей.

"Метрополис" на фестивале покажут в отреставрированной версии, максимально приближенной к исходному режиссерскому варианту фильма (в 1927 году студия Paramount, занимавшаяся международным прокатом "Метрополиса", перемонтировала и сократила картину; именно этот вариант и был известен большинству киноманов как знаменитый фильм Ланга). Как и положено, показ немого кино будет сопровождаться оригинальным саундтреком Готфрида Куппертца в исполнении трио Алеши Циммермана.

Но Ланг, фон Тротта и Шмид - это, скажем так, "вершки", сливки фестивальной программы. Сердцевину же составляют шесть добротных игровых фильмов ("Немного свободы" Юкзеля Явуса, "Летающий класс" Томи Виганда, "Хийранкль" Ханса Стайнбихлера, "Бернское чудо" Зенке Вортманн, "Глупцы" Тома Шрейбера, "Супертекс" Яна Шютте), а также такие специальные проекты, как телефильм ("Надежда умирает последней"), цикл короткометражек Next Generation (программа была организована в 1998 году и с тех пор регулярно участвует в специальных показах Каннского фестиваля) и документальное кино ("Белария - пока мы живы": неожиданная история о кружке эксцентричных стариков-киноманов, собирающихся в старом венском кинотеатре архивного кино).