На разных языках

8 декабря 2003, 00:00

Заседание "круглого стола" промышленников России и ЕС в Кремле 2 декабря прошло весьма прохладно. Присутствовавший на встрече Владимир Путин подтвердил отказ России подписывать Киотский протокол и выравнивать внутрироссийские цены на энергоносители до уровня мировых.

Руководители крупнейших европейских компаний, в том числе первые лица BP, Royal Dutch/Shell, Nokia, приехали на переговоры с российскими коллегами по вопросу интеграции нашей страны в Евросоюз. Однако вместо представителей российского бизнеса их принимали российские чиновники - президент РФ Владимир Путин, советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов и замглавы президентской администрации Игорь Шувалов.

"Деловой климат у вас стал очень позитивным, но, как всегда, все, что является позитивным, можно сделать еще лучше", - сообщили Владимиру Путину европейцы. И посоветовали ряд мер, на первом месте среди которых оказались правовая предсказуемость и защита прав собственности.

На "намек" Владимир Путин никак не отреагировал, но, в свою очередь, выдвинул на обсуждение три других жизненно важных, на его взгляд, вопроса: вступление России в ВТО, расширение ЕС и Киотский протокол. Президент дал понять, что по всем трем пунктам у России имеются серьезные претензии к европейским чиновникам.

Владимир Путин сообщил, что никакого прогресса в деле вступления России в ВТО нет. "Мы постоянно слышим заверения ЕС о поддержке этого процесса, - сказал он, - но на деле, с сожалением должен констатировать, мы из раза в раз сталкиваемся с абсолютно неоправданными жесткими требованиями, которые фактически блокируют договоренности". Речь идет о требовании ЕС повысить внутренние цены на энергоносители, на что Россия категорически не согласна.

Что касается грядущего расширения Евросоюза, то и тут президент остался недоволен. После вступления стран Центральной и Восточной Европы в ЕС многие российские торговые соглашения с этими государствами потеряют силу, в результате чего таможенные тарифы на основные товары российского экспорта значительно повысятся и Россия потеряет сотни миллионов долларов.

По Киотскому протоколу президент также выразил недовольство, заявив, что в нынешнем виде его ратификация невозможна, потому что протокол накладывает существенные ограничения на развитие экономики.

В результате обе стороны разошлись ни с чем. Поскольку претензии российского президента не входят в полномочия европейских бизнесменов, последние обещали передать позицию Москвы чиновникам из Евросоюза. Владимир Путин, в свою очередь, ничего конкретного об улучшении инвестиционного климата не сказал.