Кризис жанра

Международный бизнес
Москва, 15.12.2003
«Эксперт» №47 (400)

Прибыльность крупнейших фармацевтических компаний мира начинает падать. Причиной этого процесса становятся огромные затраты на разработку лекарственных препаратов, которые после выхода на рынок не приносят ожидаемых прибылей.

Например, после того как GlaxoSmithKline объявила о запуске "технологического конвейера", состоящего из 82 новых лекарств и 20 вакцин, на разработку которых было выделено 4,5 млрд долларов, ее акции начали дешеветь. Аналогичные процессы происходят и с другими лидерами рынка, такими как Merck и Big Pharma. У инвесторов больше не вызывает энтузиазма информация об очередных высокозатратных проектах. Ведь перед тем как появиться в аптеках, каждый препарат проходит многолетнюю и многоступенчатую процедуру исследований и испытаний. Как правило, из нескольких десятков перспективных проектов с дистанции по разным причинам сходит львиная доля препаратов, а до потребительского рынка добираются лишь единицы. Раньше дошедшие до финиша победители получали все лавры: новое патентное лекарство продавалось по цене, которая не только отыгрывала затраты тупиковых вариантов, но и приносила компании-хозяину огромные прибыли. Теперь ситуация изменилась.

По мнению аналитиков, отработанная модель бизнеса в фармацевтике перестала оправдывать ожидания акционеров в основном из-за идейного застоя в отрасли. Несмотря на впечатляющие результаты, достигнутые наукой в последние годы, на рынке медикаментов не произошло никакого революционного прорыва. По-прежнему не созданы препараты против рака или СПИДа. Все новинки являются интерпретациями старых мотивов: средство от импотенции, от выпадения волос, от гипертонии и т. д. Все эти препараты, будучи хорошими и полезными, так или иначе испытывают мощную конкуренцию с уже существующими на рынке дешевыми дженериками, лечащими от тех же болезней. Из-за отсутствия ажиотажного спроса на новые лекарства производитель не может продавать их по высоким ценам, что и ведет к значительному сокращению получаемых им прибылей.

У партнеров

    «Эксперт»
    №47 (400) 15 декабря 2003
    Итоги выборов
    Содержание:
    Непонятый средний класс

    Итоги прошедших выборов доказали, что большинство наших партий не умеют или не дают себе труда понять реальные интересы своих избирателей

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама