Позвольте туристу потратить деньги

Роман Румянцев
15 декабря 2003, 00:00

Туризм может быть столь же привлекателен, как и добыча нефти, считает президент компании ЮМАКО Александр Удалов. Развитие отрасли сдерживает прежде всего нехватка интересных и высокоэффективных инвестиционных проектов

Universal Management and Consulting Company (ООО ЮМАКО), поняв привлекательность туристического бизнеса, начала разрабатывать и внедрять программы управления гостиницами, торговыми и офисными центрами, консультировать компании, работающие в этой сфере. Сегодня компания успешно выстраивает сеть национальных отелей с международным уровнем сервиса под брэндом "Катерина".

Уже два года подряд ЮМАКО выступает спонсором экономического форума "Кубань" (в этом году она - генеральный спонсор). Для компании, работающей в сфере туризма, это нетипично. Однако президент ЮМАКО Александр Удалов считает, что участие и поддержка экономического форума - необходимая составляющая работы компании.

- Пришло время, когда туризм может быть столь же привлекателен, как добыча нефти или торговля природными ресурсами. Компания ЮМАКО специализируется на управлении объектами коммерческой недвижимости, в частности гостиничными комплексами и прочими местами размещения туристов. Мы создали один из самых успешных московских бизнес-отелей - "Катерина-Сити", управляем им и еще несколькими гостиницами в Сочи. Но, что особенно важно, наша компания разработала крупный градообразующий проект в Сочи: наши предложения легли в основу городской программы развития туристического бизнеса. Согласно этой программе, в Сочи будет построена гостиничная инфраструктура различного уровня сервиса. Для этого необходимо привлечь около миллиарда долларов инвестиций.

Коммерческий успех нашего проекта зависит от дальнейшего развития туризма в Краснодарском крае. А это, в свою очередь, напрямую зависит от общего состояния экономики края. Именно поэтому мы заинтересованы в поддержке форума как одного из способов привлечения инвестиций в экономику региона, в частности - в индустрию гостеприимства Сочи. Так что, помогая организовать форум, мы помогали своему бизнесу.

- После первого экономического форума "Кубань-2002" в прессе много писали о планах ЮМАКО в Сочи. Тогда говорили, что концепция развития гостиничного бизнеса в городе предполагает строительство полусотни гостиниц различного типа на ста пятидесяти километрах территории Большого Сочи и курорта Красная Поляна...

- В прошлом году на форуме мы представили "Градостроительную инвестиционную концепцию размещения, проектирования, строительства и эксплуатации новых объектов гостиничной инфраструктуры на территории Большого Сочи", которую разработали в тесном сотрудничестве с администрацией города. Под проекты в рамках концепции зарезервировано более пятидесяти земельных участков. На них будут построены гостиницы, мотели, дома отдыха с необходимой инфраструктурой.

Сейчас специалисты ЮМАКО готовят в рамках концепции несколько проектов, они будут реализованы на конкурсной основе. Наша компания формирует пакет документов: оформляет землю под строительство, прописывает архитектурную и бизнес-идею. По трем проектам уже сделаны инвестиционные резюме, которые мы представляли на форуме в Дагомысе. Это проекты строительства курортной гостиницы на 270 мест на горе Бытха в районе Центрального стадиона города Сочи, апарт-комплекса на 484 места в поселке Вардане и придорожного отеля на 198 мест в Лазаревском районе города Сочи. На это потребуется 36 миллионов долларов.

- А как инвесторы оценивают потенциал рынка гостеприимства Сочи?

- Они пока присматриваются к этому рынку, осознавая, что инвестиции в эту отрасль экономики в регионе наиболее перспективны, если учесть, что количество отдыхающих на Черноморском побережье растет с каждым годом. Но уже сейчас реализуются весьма интересные проекты.

К примеру, в Красной Поляне, которая уже несколько лет активно развивается как круглогодичный горный курорт. В этом уникальном месте мы строим клубный комплекс апартаментов "Катерина-Альпик". Это уникальная для России бизнес-идея. Комплекс рассчитан на долговременное проживание с возможностью выкупа апартаментов в частную собственность. И потом владельцы могут сдавать их в аренду. В комплексе будет автономная система жизнеобеспечения, огромные возможности для отдыха, и управлять им будет одна компания. А заработает он уже в следующем году.

Спрос на подобное предложение, как со стороны инвесторов, так и со стороны конечного потребителя, настолько велик, что в сентябре мы начали строить еще один комплекс - "Катерина-Резиденс". Название говорит само за себя. Он станет очередным звеном сети отелей "Катерина", которую создает компания ЮМАКО. В этом комплексе, так же как и в "Катерина-Альпик", будет собственный общественный и оздоровительный центр. Правда, общей площадью он будет значительно больше, чем "Альпик", - свыше пяти тысяч квадратных метров. На территории комплекса будет пять ресторанов, клубные залы, боулинг, бассейны и магазины. Кстати, одну пятую территории оздоровительного центра займут бани народов мира. Эти объекты станут одним из катализаторов дальнейшего развития Красной Поляны. Общий объем инвестиций в проект "Катерина-Резиденс" - тридцать миллионов долларов. И хотя ЮМАКО - не инвестиционная компания (мы формируем проекты и реализуем их), первоначальный период строительства мы финансируем самостоятельно. Уже сейчас вокруг проекта существует пул заинтересованных инвесторов, поэтому мы уверены, что их интерес перерастет в реальные вложения.

- У бизнесменов огромный интерес к Черноморскому побережью. Тем не менее реальных инвесторов, готовых финансировать развитие рекреационного бизнеса в Краснодарском крае, пока так и не замечено...

- Одна из причин в том, что инвесторам недостает интересных, высокоэффективных и логичных проектов, которые кто-то должен сформировать и предложить им. Одна из главных целей концепции, о которой я уже говорил, в этом и состоит. Работа нашей компании как раз и заключается в создании точно выверенного инвестиционного механизма, способного привлечь крупные средства в рекреационный бизнес Сочи. Конечно же, существуют еще и системные проблемы, связанные с недостаточно комфортными условиями налогообложения для инвесторов. Есть и проблема недостаточной развитости общей инфраструктуры, особенно в приморских городах. Да что там - недостает элементарной рекламы наших курортов и их инвестиционных возможностей.

Хотя отмечу, что за последние три года благодаря активной работе губернатора Александра Ткачева и администрации Краснодарского края ситуация существенно изменилась. Сам факт проведения форума "Кубань", на мой взгляд, говорит о многом.

Наконец-то стала заметна реклама российских курортов. В этом году многие из телевизионных роликов искренне удивились, узнав, что теплое Черное море есть, оказывается, не только в Турции, но и в Сочи, Анапе, Геленджике. И уж будьте уверены, вслед за теми курортниками, кто приезжает по воспоминаниям счастливого детства или из простого любопытства, на российском Черноморском побережье высадятся и люди с деньгами. И наша компания сделает все, чтобы это произошло как можно скорее.