РЖД им дали жизнь

Русский бизнес
Москва, 15.12.2003
«Эксперт» №47 (400)
Госкомпания "Российские железные дороги" (ОАО РЖД) намерена активизировать инвестиционную деятельность в отрасли. Предприятия, производящие электровозы, тепловозы и электрички, будут завалены заказами до 2010 года

Четвертого декабря президент Владимир Путин и глава ОАО РЖД Геннадий Фадеев посетили Коломенский тепловозостроительный завод. Такое внимание к одному из лидеров машиностроительного комплекса СССР, впоследствии не блиставшему финансовыми успехами, объясняется просто: РЖД собирается резко усилить инвестиционную деятельность. Прежде всего предполагается увеличить закупки тягомоторного состава (то есть локомотивов и электричек, см. и график 2). Наличие госзаказа не только усилит инвестиционную привлекательность предприятий локомотивостроительной отрасли, но и, скорее всего, внесет изменения в нынешнюю структуру рынка.

Забытая отрасль

Еще несколько лет назад большинство локомотивостроительных предприятий либо были банкротами, либо давно лежали на боку, хотя во времена СССР они были флагманами экономики: до середины 80-х производителей локомотивов государство обеспечивало заказами "под завязку". Пик пришелся на 1985-1987 годы, когда в год производилось 550 электровозов, 1270 секций тепловозов и почти шесть сотен вагонов электричек. Однако начиная с 1988-го объемы закупок локомотивов стали падать, а после распада СССР сократились до мизерных величин.

Вызванное недостаточным финансированием фактическое прекращение поставок локомотивов для нужд МПС в течение некоторого времени, казалось, не создавало значительных проблем. Поскольку объем перевозок упал почти вдвое, образовавшийся избыток техники привел к увеличению резервного парка, мощности которого позволяли заменять изношенную технику если не на новую, то по крайней мере на находящуюся в рабочем состоянии.

Продолжалось это около десяти лет. Затем недоинвестирование стало критическим: средний износ локомотивов на конец 2003 года составил 73,3% (а к 2010-му больше половины всего парка электровозов и более 90% тепловозов выработают свой срок службы и будут списаны). Появились проблемы с обеспечением растущего количества перевозок - дефицит пассажирских локомотивов, к примеру, составляет более 50%.

Срочное решение этой проблемы требует значительных инвестиционных вливаний. Поскольку собственных средств предприятия не имеют, рассчитывать приходится в первую очередь на железнодорожников - главного покупателя продукции локомотивостроительных заводов.

Сложность заключается еще и в том, что целый ряд ключевых предприятий отрасли после развала СССР оказались вне России. За границей - Луганский, Тбилисский и Рижский заводы. Страна осталась без производителей грузовых тепловозов и электричек.

Тепловозы и электровозы

Программа МПС (в лице ОАО РЖД) по обновлению парка вызвала оживление в отрасли. На рынке стали появляться новые игроки, что явно свидетельствует об увеличении инвестиционной привлекательности производства. В 1999 году на Коломенский завод пришла компания "Северстальтранс", которая годом позже, рассчитывая на скорый рост спроса на локомотивы, стала владельцем контрольного пакета акций предприятия. "Кузбассразрезуголь" создал компанию "Трансмашхолдинг", которая сейчас имеет доли в пяти заводах.

Наличие г

У партнеров

    «Эксперт»
    №47 (400) 15 декабря 2003
    Итоги выборов
    Содержание:
    Непонятый средний класс

    Итоги прошедших выборов доказали, что большинство наших партий не умеют или не дают себе труда понять реальные интересы своих избирателей

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама