Выигрывают вступающие

Экономика и финансы
Москва, 15.12.2003
«Эксперт» №47 (400)

От расширения ЕС за счет приема десяти новых членов в мае 2004 года выиграют прежде всего вступающие страны - к такому выводу пришли эксперты ведущих экономических институтов Германии и Австрии. Для самого же ЕС экономический эффект от расширения будет незначительным, считают шесть ведущих германских институтов по исследованиям конъюнктуры. Так, специалисты Венского экономического университета оценили экономическую выгоду Австрии и Германии от расширения ЕС в 0,15% ВВП. Во вступающих странах экономический рост ускорится приблизительно на 1% в год.

Дело в том, что для ЕС экономический потенциал новых стран очень мал: за исключением Польши, речь идет о небольших государствах. В то же время экономические связи между ЕС и вступающими государствами за последние годы развивались очень бурно (по данным Goldman Sachs, немецкий экспорт в страны - кандидаты в ЕС увеличился за период 1995-2002 годов на 150%), поэтому потенциал роста, например, в торговле практически исчерпан.

Германии же придется приспосабливаться к новой экономической ситуации, ведь в ЕС вступают страны с низкими издержками на заработную плату, которые составляют лишь шестую часть германских. При этом восточноевропейские государства располагают квалифицированными инженерными и рабочими кадрами. Поэтому специалисты мюнхенского экономического института IFO считают, что прием новых членов усилит конкуренцию на рынке рабочей силы в ЕС и будет способствовать сокращению экономической активности на территории Германии со стороны средних и мелких немецких фирм. Все больше производственных мощностей будет перемещаться в Восточную Европу. В конечном счете это потребует пересмотра существующей системы социального страхования в Германии.

У партнеров

    «Эксперт»
    №47 (400) 15 декабря 2003
    Итоги выборов
    Содержание:
    Непонятый средний класс

    Итоги прошедших выборов доказали, что большинство наших партий не умеют или не дают себе труда понять реальные интересы своих избирателей

    Обзор почты
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама