Мочить в сортире или в зародыше?

Шамсудин Мамаев
15 декабря 2003, 00:00

После референдума и президентских выборов жизнь в Чечне не стала ни лучше, ни безопаснее, а потому угроза террора для России не уменьшилась

Во вторник 9 декабря около одиннадцати утра у московской гостиницы "Националь" прогремел взрыв. Шесть человек погибли, полтора десятка ранены. Уже к вечеру картина теракта была восстановлена следственными органами и обнародована. Две террористки двигались по улице Моховой от станции метро "Библиотека имени Ленина". Около гостиницы их зафиксировала видеокамера наружного наблюдения - женщины остановили мужчину, шедшего им навстречу, и что-то у него спросили. Ответив, мужчина двинулся дальше. Через несколько секунд прогремел взрыв. От одной шахидки, на которой находилась взрывчатка, практически ничего не осталось - ее останки разметало в радиусе нескольких десятков метров. Именно она оказалась той самой шестой жертвой теракта, наличие которой следователи установили лишь к вечеру, методично прочесав окрестности теракта. Тело второй шахидки взрывом забросило за стоявший рядом с отелем Mercedes. Личности террористок пока не установлены. Однако мужчина, разговаривавший с женщинами, остался жив и сообщил оперативникам, что они расспрашивали его о местонахождении здания Государственной думы - шахидкам оставалось перейти Тверскую, чтобы достичь своей цели.

Взорвавшаяся бомба была стандартной "шахидской" конструкции - в кожаной сумке, висевшей на плече у женщины, находились взрывчатка мощностью до 5 кг в тротиловом эквиваленте, перемешанная с металлическими шариками и болтами, обычная электробатарейка и армейский электродетонатор. Чтобы привести бомбу в действие, шахидке достаточно было замкнуть электроцепь, соединив выведенные наружу провода или нажав на кнопку. Тем не менее в этот раз устройство сработало явно случайно и далеко не полностью - взрыв специалисты оценили в 500 г по тротиловому эквиваленту.

Бомбы точно такой же конструкции использовались на фестивале в Тушине и на Тверской летом этого года. И точно так же оказались весьма капризными - одна из двух тушинских бомб тоже сработала лишь частично, а Зарема Мужихоева на Тверской так и не смогла, по ее словам, привести свою бомбу в действие. Та бомба все же сработала - когда за ее разминирование взялся взрывотехник ФСБ. Так что неудивительно, что уже через час после трагедии у "Националя" представители спецслужб однозначно заявили, что в данном случае речь идет о новой акции женщин-камикадзе - так называемых черных вдов из спецотряда Шамиля Басаева.

А ведь их предупреждали

Сам Басаев пока хранит молчание. А обычно обслуживающий его удуговский интернет-сайт отвергает версию о чеченском следе. Из масхадовского же МИДа Ичкерии следуют заявления, что вообще весь "терроризм в России организован и проводится российскими спецслужбами", включая даже теракт на Дубровке. "Мы не думаем, что последний теракт в Москве является исключением из этого правила. Мы сожалеем, что западные правительства не видят, что это российские правительственные структуры организовывают и российские агенты проводят эти террористические акты".

О том, что Шамиль Басаев направил в российские города несколько групп террористок-смертниц, Москве было известно заранее. Об этом еще 30 ноября сказал, выступая по грозненскому телевидению, Рамзан Кадыров, сын президента Чечни и глава его службы безопасности, в присутствии заместителя военного коменданта республики Сулима Ямадаева и целой группы работников чеченской милиции и спецслужб. "Мы обязаны найти и предать его суду или нейтрализовать: президент Чеченской Республики высказал пожелание встретить Новый год без Басаева, и мы сделаем все для того, чтобы Чечня Новый год встретила без Басаева", - заявил тогда Рамзан Кадыров. И добавил, что безымянные чеченские предприниматели, проживающие за пределами республики, в качестве награды за помощь в поимке террориста предлагают 5 млн долларов. Прямо в телестудии командир чеченского ОМОНа Руслан Алханов и еще несколько офицеров заявили, что готовы немедленно принять участие в охоте на скрывающегося чеченского террориста номер один.

Компенсации за утерянное жилье в соответствии с широчайше разрекламированной перед чеченскими референдумом и президентскими выборами федеральной программой получили лишь 74 семьи, общая сумма выплат составила 26 млн рублей. Чеченцы в очередной раз крупно обмануты, и их реакцию легко прогнозировать

Однако на следующий день представители федеральных сил в Чечне на расспросы журналистов отреагировали противоречиво - утром согласились, что такая информация есть, а вечером заявляли, что эта информация сочинена авторами, которые не владеют обстановкой. Российские силовики убеждены, что участники незаконных вооруженных формирований не способны на серьезные акции. Они сами вынуждены постоянно менять места ночлега и отдыха, ибо разведподразделения их выслеживают и наносят огневые удары, в результате чего боевики несут огромные потери. Начальник УФСБ Чечни Юрий Рожин сказал: "Я могу со всей ответственностью заявить, что разговоры на эту тему - выдумка". Представители же ГУВД Москвы заявили, что ничего не знают об этой истории, но столичная милиция в связи с приближающимися выборами уже с 25 ноября переведена на усиленный вариант несения службы.

Взрыв пассажирского поезда близ города Ессентуки за пару дней до думских выборов, а теперь и теракт в Москве показали, что руководство российских спецслужб сильно переоценило эффективность действий упомянутых разведподразделений в чеченских горах и недооценило угрозы новой вспышки террора.

Впрочем, совершенно понятно, что в свете приближающихся выборов милицейские офицеры не могли подставлять заявлениями о нарастающей угрозе терроризма своего министра, а по совместительству - лидера партии "Единая Россия", Бориса Грызлова. Ведь это было бы косвенным признанием того, что "конституционный" процесс в Чечне, столь активно поддержанный партией власти, и передача антитеррористической операции под управление МВД не дали блистательных результатов.

Впрочем, взрыв поезда отнял очки и у либералов - под воздействием шока от случившегося многие избиратели отдали свои голоса сторонникам жесткой политики. "Что нужно делать? Сейчас эта шахидка, она взорвала электричку. Нужно найти ее дом, ее родителей и всю семью арестовать, посадить в тюрьму, подальше от Кавказа, и сказать, что если еще одна террористка взорвет еще один поезд с нашими пассажирами, мы вырежем весь аул. Весь аул будет уничтожен. Тогда они успокоятся", - кричал по этому поводу на всю Россию лидер ЛДПР Владимир Жириновский. И его партия почти вчетверо увеличила свое представительство в парламенте.

Охота на ваххабитов

Иными словами, Владимир Вольфович предлагал использовать опыт генерала Ермолова. Однако в эпоху глобализации и Интернета ермоловская тактика на Кавказе способна лишь на одно - сделать его местом сбора исламских боевиков со всего мира. По той же причине вряд ли было бы продуктивным и предложение Бориса Немцова - назначить в Чечню генерал-губернатора: граф Алексей Петрович, как известно, тоже был крупным российским либералом, но Чечня превратила его в палача. Ибо такова логика джихада - она не признает законов и властных полномочий кяфира. Как говорит Амир Рамзан, лидер одного из чеченских непримиримых джамаатов, "есть фундаментальное различие между нами и другими чеченцами, взявшими в руки оружие для защиты своей Родины. Для нас самое важное не статус нашей республики, но невозможность подчиняться порядку, который чужд мусульманину. Мы полагаем, что мусульманин не может жить по законам кяфиров". Это интервью 24 ноября разместило на своем сайте ичкерийское "министерство иностранных дел".

В ближайшем будущем Рамзан собирается строить халифат "от Каспийского до Черного моря", а недавно побывал в России, "изучая ситуацию на железнодорожных станциях Ростова и Минеральных Вод. Они плохо охраняются и забиты товарными вагонами с нефтью и химикатами. Мы, безусловно, должны повторить 'Норд-Ост', но на этот раз это должно быть чем-то вроде технологической катастрофы. Я не знаю, как взорвать химический завод, но если бы кто-нибудь объяснил мне это, я бы это сделал. Я не верю, что мы должны разделять российское правительство и российский народ", - рассказывает амир Рамзан. О практике похищения людей амир говорит так: "Да, среди нас было много таких, которые оправдывали подобные преступления. Они говорили, что поскольку русские не выполняют условий мира, то это значит, что их можно похищать для получения выкупа. Имена амиров, которые в это верили, хорошо известны, и я не стану их называть".

Понятно, что подобный первобытный ваххабизм превращает национально-освободительную борьбу в полумафиозное предприятие - достаточно вспомнить зверства Арби Бараева, самого известного амира из этого бандитского помета. Но именно эта псевдорелигиозная идеология придает "Аль-Каиде" ту же удивительную живучесть, что кровнородственные связи - итальянской мафии. Сам факт, что президент Чечни Ахмад Кадыров выступил против нее столь решительно, делает ему честь. Однако действует он, судя по всему, теми же методами. "Люди, которые зомбированы идеологией ваххабизма, уже никогда на правильный путь не вернутся. Я считаю, что их нельзя даже сажать тюрьму. Ваххабиты и там эту заразу распространят. И потом, пусть через десять лет, через пятнадцать, они все равно выйдут на свободу и опять возьмутся за свое, сея зло и горе людям. Поэтому их надо вообще изолировать от общества", - это цитата из интервью с президентом Кадыровым, которое опубликовано 3 декабря на сайте Strana.ru. Совершенно понятно, что речь идет о физическом уничтожении идеологических противников без суда и следствия: "Если президент России заявил, что террористов надо мочить в сортире, то я говорю: их надо давить в зародыше. У нас и сегодня против них неправильно ведется работа. Я не понаслышке знаю, что такое ваххабизм. У меня, может, нет таких миллионов, как у бен Ладена, но зато есть идея спасения своего народа. Знаю, что мы бандитами уже приговорены. Улыбнется мне удача первому - я их уберу. Им улыбнется - значит, они расправятся с нами".

Вице-премьер Чечни Мовсар Хамидов сообщил на прошлой неделе, что за одиннадцать месяцев этого года в республике пропали почти 400 человек. Однако правозащитный центр "Мемориал" имеет точные сведения о 430 похищенных, притом что своим мониторингом центр охватывает лишь 25-30% территории республики. Остальные регионы, в том числе горные, для его сотрудников недоступны. А потому можно предположить, что реальное число похищений в несколько раз выше. Большая часть таких преступлений, по мнению аналитиков "Мемориала", совершена представителями российских силовых структур и группами, подконтрольными Ахмаду Кадырову. И это кажется вполне вероятным, особенно если принять во внимание приведенные воинственные высказывания президента Чечни.

Крадут не только людей

Шамиль Басаев, судя по информации Рамзана Кадырова и учитывая, что до Нового года остается еще три недели, уготовил нам еще один как минимум теракт с участием своих шахидок. Вероятно, федеральные силовые структуры сделают все необходимое, чтобы ликвидировать эту угрозу. Однако грубые зачистки и отстрел подозреваемых в ваххабизме и терроризме могут только преумножить число тех самых "черных вдов". Чечню вводили в правовое поле как раз для того, чтобы создать условия для мирной жизни, дать жителям кров и работу. И как раз с этим у администрации ставленника Кремля Ахмада Кадырова самые большие проблемы.

По данным управления Федерального казначейства, из средств, выделенных по программе восстановления экономики и социальной сферы, за первое полугодие было освоено лишь 18%. Зато на 76% завышены расходы на содержание аппарата президента и правительства. Компенсации за утерянное жилье в соответствии с широчайше разрекламированной перед чеченскими референдумом и президентскими выборами федеральной программой получили лишь 74 семьи (общая сумма выплат составила 26 млн рублей). То есть можно уверенно говорить, что эти средства, как и предсказывалось, большей частью разворованы. Чеченцы в очередной раз крупно обмануты, и их реакцию легко прогнозировать.