Привередливые, но щедрые

Марина Тупикова
15 декабря 2003, 00:00

Ужасы атипичной пневмонии и войны в Ираке туристы забыли. Этой зимой поток туристов на ближневосточном и азиатском направлениях вырастет на 20-25 процентов

Зимний туристический сезон в этом году не подготовил сюрпризов для туроператоров: российский рынок туризма стабилизировался. За границей, как и в прошлые годы, отдохнут около 2 млн россиян. Спрос на зимний отдых в пределах России тоже особо не изменится - по имеющимся оценкам, он вырастет не более чем на 5%.

С возвращением

Предпочтения туристов относительно зимнего отдыха по-прежнему укладываются в банальную формулу "пляж и лыжи". Но в этом сезоне исчезли актуальные еще весной "факторы страха" - атипичная пневмония и война в Ираке, что сыграло на руку курортам ОАЭ, Таиланда. Увеличение спроса на эти направления было заметно задолго до начала зимнего сезона.

"Страна с самым лучшим туристическим сервисом для европейцев", - поделилась впечатлениями моя коллега, вернувшаяся на днях из Объединенных Арабских Эмиратов. Так, видимо, считает большинство туристов, выбравших в этом году ОАЭ местом своего зимнего отдыха. В 2003-м таких россиян на 30-40% больше, чем в 2002-м. Как говорят туроператоры, отдых в Арабских Эмиратах в этом зимнем сезоне пользуется беспрецедентным спросом. Путевки на новогоднюю ночь в самых дорогих отелях российские туристы начали бронировать аж в августе, а к началу декабря все номера, выделенные для наших соотечественников в фешенебельных гостиницах, были распроданы.

Ажиотажный спрос на Эмираты был и предсказуем, и ожидаем: после весенне-летнего воздержания туристы со всего мира буквально набросились на ОАЭ. В этом году катастрофическая нехватка супердорогих отелей на береговой линии привела к росту цен на эмиратском направлении, и без того недешевом.

Российский турист в ОАЭ потянулся отнюдь не вслед за общемировой тенденцией. В последнее время изменился имидж Эмиратов в наших глазах. В начале 90-х, в период челночного бума, у россиян сформировалось представление, что Эмираты - страна для шопинга, а не для элитного отдыха. В этом году ситуацию изменила авиакомпания Emirates Airlines - первая по качеству предоставляемых услуг авиакомпания в мире, предложившая прямые рейсы из Москвы в Дубай. "Качество отелей было дополнено качеством перелета, и продукт стал законченным. Теперь можно говорить, что Дубай стал VIP-направлением, - считает Сергей Канаев, директор московского представительства Департамента туризма и коммерческого маркетинга Дубая. - Кроме того, ОАЭ у российских туристов традиционно считаются зимним направлением отдыха. Из 222 тысяч российских туристов, посетивших Дубай в 2002 году, 85 процентов побывали там именно зимой".

Несмотря на дороговизну - недельный отдых в Эмиратах стоит не меньше 1000 долларов, он пользуется спросом не только у жителей российской столицы. Организованные в этом году чартерные рейсы из региональных аэропортов загружены полностью. Путешествия в Эмираты популярны еще и потому, что при одинаковом качестве отелей по совокупности затрат отдых в США, Европе и Азии получается более дорогим, чем в ОАЭ - ведь там вообще нет налогов.

Между тем любовь русских к Эмиратам далеко не взаимна. Владельцы отелей в ОАЭ предпочитают сотрудничать с европейскими туроператорами, которые "поставляют" туристов круглый год. Для них и цены ниже, и мест в отелях выделяется больше, а русские вынуждены переплачивать из-за своего "сезонного поведения". Но не только наша сезонность заставляет владельцев отелей относиться к русским настороженно. Как сказал "Эксперту" представитель одного из российских туроператоров по ОАЭ, россиян любят меньше, чем иностранцев, потому что мы очень привередливы, предъявляем высокие требования к обслуживанию, да еще и английский плохо знаем - с нами на пальцах приходится объясняться.

В этом сезоне возвращается на российский рынок еще одно турнаправление - Таиланд. Ужасы атипичной пневмонии, помешавшие туристам насладиться тайским сервисом весной и летом, забыты - поток на этом направлении по итогам нынешней зимы вырастет на 20-25% по сравнению с прошлой. Экзотические страны, к которым относится и Таиланд, особенно популярны у российских туристов в новогоднюю ночь. "Русские на Новый год любят сказку, поэтому согласны платить за экзотику. А цены в это время года обычно на 30-50 процентов выше, чем обычно", - говорит Татьяна Чувилкина, заместитель генерального директора компании "Натали Турс".

"Быстро, доступно, удобно" - сформировавшийся у российских туристов девиз в отношении Египта остается популярным и этой зимой. Но бума на Новый год ждать не приходится - Египет востребован во все сезоны. Спрос на отдых в этой стране стабильно растет из года в год благодаря строительству там дорогих отелей с высоким качеством обслуживания. Как говорят туроператоры, "по уровню сервиса Египет еще не Турция, но с каждым годом стремительно приближается к ней".

Зима, надевают ребята коньки

Европейский отдых в отличие от "растительной жизни" на курортах - отдых активный. В последние два-три года спрос на экскурсионные программы и горнолыжные курорты постоянно растет. Правда, в этом году из-за роста курса евро ожидания туроператоров в отношении городских туристов не оправдались. "Экскурсионный поток в европейские города увеличился в этом году в полтора раза. С мая этого года европейская валюта подорожала на 20 процентов по отношению к доллару. Был бы этот рост на уровне 5-7 процентов, желающих было бы в два раза больше", - говорит Карен Гончаров, генеральный директор компании "DSBW Tours Континент".

Лидером экскурсионных направлений по-прежнему остается Франция. А вот на отдых в Финляндии спрос стабильно низкий - спад тянется с прошлого года. Игроки объясняют этот спад реакцией российских туристов на очень холодную зиму в прошлом году в Финляндии и низкокачественный турпродукт, который предлагают многие компании. Второй раз в эту страну ехать не хотят.

А вот любителей лыж курс евро не останавливает. Новогодний поток в "горнолыжные" страны по сравнению с прошлым годом уже вырос на 10%. Прирост этот, конечно же, ниже, чем в городском туризме, и объясняется ограниченной отельной базой на лыжных курортах и особенно недостатком дорогих отелей, где согласны отдыхать русские. В результате - дефицит путевок на многие курорты Австрии, Швейцарии, Франции и Андорры. Пока россиян в общем потоке приезжающих покататься на горных лыжах в Европу только 1% - отели не выделяют достаточное количество мест, чтобы обеспечить размещение всех желающих отдохнуть из России. Причиной тому - больший риск, с которым сталкиваются хотейлеры при работе с российскими туроператорами. Русские привыкли бронировать отели за несколько недель, а во всем мире это делается за три-четыре месяца до предполагаемой поездки. "Если бы не нехватка гостиниц и авиабилетов, - говорит Евгений Судьбин, заместитель генерального директора компании 'Асент Тревел', - количество выезжающих на горнолыжные курорты в текущем зимнем сезоне было бы в два с половиной раза больше".

Но некоторые западные курорты уже сейчас осознают перспективы российского туристического рынка. Весь секрет в том, что русский турист тратит в два-три раза больше среднего европейского. "Мы не то что немцы, которые приезжают на своих машинах, со своими лыжами, живут в апартаментах, покупают еду в супермаркетах и готовят ее сами, - говорит Ольга Чупова, директор австрийского направления компании UTE Megapolus Group. - Сегодня для привлечения наших путешественников австрийцы, например, придумали 'русские недели'". В программе значатся: празднование Нового года и Рождества по русским обычаям, обеды в русских ресторанах и прочие увеселения в русском стиле.

Еще одно мероприятие, вызвавшее интерес у российских туристов, - проводимый специально для нас тренинг-драйв. Организованный одним из австрийских курортов совместно с компанией Audi, он предоставляет возможность овладеть навыками безопасной езды в экстремальных условиях и прослушать теоретический курс для водителей.

Неудивительно, что проведением подобных акций по привлечению туристов озаботилась прежде всего Австрия. Именно эта страна на фоне остальных "лыжных" стран пользуется наибольшим спросом среди россиян, а значит, австрийцы успели в достаточной степени оценить щедрость наших отдыхающих. Секрет успеха австрийского направления - в сочетании хорошей инфраструктуры курортов, удобных для катания склонов и необходимого жилого фонда. Это означает, что в течение отпуска вы можете кататься не только на лыжах, но и на коньках, санках, лошадях, пить глинтвейн, плавать в бассейне или осматривать окрестные достопримечательности.

Двери больше не скрипят

Многие мои знакомые, решившие провести новогодние праздники в подмосковных пансионатах, с удивлением отмечали, что за эти деньги могли бы съездить на неделю в Париж, жить в пятизвездочном отеле, в номере с видом на Эйфелеву башню. Несмотря на это, путевки в самые дорогие пансионаты пользуются колоссальным спросом. А запредельные цены объясняются недостатком качественной отельной базы.

Основными местами отдыха российских туристов внутри страны остаются пансионаты и базы отдыха вблизи крупных городов. Реконструкция туристических комплексов идет медленно. И хотя за прошедшее лето кое-какие пансионаты все же были переделаны под загородные клубы и оздоровительные центры, говорить о массовом обновлении фондов размещения туристов пока рано.

"Как только фонды социального страхования перестали поставлять льготников в российские санатории и пансионаты, в этих местах отдыха появились требовательные клиенты. Они готовы платить за то, чтобы дверцы шкафов в номерах не скрипели, чтобы все было чисто и уютно. За счет этих средств и проводится ремонт", - говорит Ирина Савельева, генеральный директор компании "РВБ-Алеан".

Дешевые пансионаты отжили свой век. Приезжающие на отдых туристы больше не хотят вспоминать пионерские лагеря. Современному туристу дежурной инфраструктуры - бассейна, спортзала, кинотеатра, проката спортивного инвентаря, номеров с удобствами и включенного в стоимость трехразового питания - недостаточно. Нам хочется глинтвейна с фондю после тренинг-драйва.