Без обиняков

Павел Быков
22 декабря 2003, 00:00

Политика здравого смысла и конкретных дел в сочетании с твердостью убеждений и жесткостью при достижении поставленных целей - таков идеал британского консерватора

Эта книга подкупает искренностью и ясностью. В ней нет недосказанностей. Нет стремления сформулировать некую красивую глобальную теорию происходящего в мире, которая бы служила основанием для прогнозов и разработки целостной стратегии. Нет схем. Чего в этой книге в избытке, так это знаменитого британского здравого смысла, который Тэтчер постоянно и не без изящества обнаруживает - апеллируя к здравому смыслу читателя.

Хотя материала и идей в книге хватило бы на построение не одной впечатляющей теоретической конструкции, бывший премьер-министр Великобритании предпочитает рассматривать конкретные вопросы и каждое такое рассмотрение завершать конкретными же указаниями на то, как надлежит действовать современному западному политику-консерватору. А потому книга выглядит не как отшлифованный годами чтения в университете курс лекций, а как задачник с комментариями - в конце почти каждой главки есть выделенный жирным шрифтом список выводов-наставлений. По ним читатель может проверить себя - насколько он понял то, что ему рассказали, правильные ли сделал выводы и насколько его мышление соответствует строю мыслей образцового британского консерватора. Остается только добавить, что эти краткие рекомендации являют образец четкости и бескомпромиссности формулировок. Невозможно не привести некоторые из них.

По поводу евроинтеграции:

- Европейский союз принципиально не может быть демократической структурой: попытки достичь этой иллюзорной цели на деле ведут к еще большему ущемлению прав национального электората;
- самое большое, что могут сделать в настоящее время Великобритания и другие государства, которым небезразлична их собственная демократия, - это противодействовать кампаниям запугивания и клеветы всякий раз, когда ЕС применяет эту тактику против кого бы то ни было;
- единая европейская валюта обречена на экономический, политический и социальный провал, хотя точные сроки, обстоятельства и последствия этого пока невозможно назвать;
- главнейшая задача неевропейских стран состоит в том, чтобы свести к минимуму вредное воздействие европейской политики на мировую экономику.


По поводу моральных основ капитализма:

- следует всеми способами подчеркивать, что деньги морально нейтральны: значение имеет лишь то, как они используются;
- необходимо принципиально отвергать понятие социальной справедливости, которая уничтожает справедливость подлинную.

По поводу глобального потепления и Киотского протокола:
- надлежит с подозрением относиться к планам глобального регулирования, которые слишком явно свидетельствуют о преследовании определенных интересов;
- мы никогда не должны забывать, что экономическое процветание не только влечет за собой проблемы, оно также предлагает и их решение - чем меньше экономических достижений, тем меньше решений.

По поводу мрачных прогнозов о конце капитализма и закате Запада:
- вспомнить, сколько раз мрачные пессимисты ошибались в своих прогнозах, и успокоиться на этом;
- понять наконец, что, пока существует свободная политическая система, свободное общество и свободная экономика, изобретательность человечества будет оставаться неисчерпаемой.

Таковы лишь некоторые - наиболее примечательные - из выводов. Так что прочитать книгу стоит хотя бы из-за них. Однако и основной текст заслуживает не менее пристального внимания. Тэтчер не боится жестко и откровенно писать такое, чего сегодня вроде бы принято стесняться. Так, она утверждает, что экономическое неравенство с ускорением развития глобальной экономики лишь углубится, но само по себе ее это не беспокоит, "как не должно беспокоить и остальных". Тэтчер не злоупотребляет ни изложением избыточной фактуры для произведения эффекта (в книге нет и намека на переаргументированность), ни общетеоретическими рассуждениями (хотя ссылок приводит вполне достаточно). Она словно обращается к тем, кто либо и без того в курсе и кому не надо ничего разжевывать, либо к тем, кто исповедует те же ценности и кого нет необходимости лишний раз убеждать в очевидном.

При этом в анализе политической и экономической ситуации в мире, конкретных регионах и странах Тэтчер демонстрирует не только отличную осведомленность, но и полную свободу от бытующих мифов. Ей равно чужды и слепые страхи, вызванные ростом Китая - и недооценка последствий этого роста, и возведение прав человека в главный принцип внешней политики Запада - и пренебрежение этими правами. Никакого догматизма - принципы хороши до тех пор, пока они не превращаются в удавку. Присущая Тэтчер критичность не изменяет ей и тогда, когда речь заходит о США - идея "нового мирового порядка", озвученная Джорджем Бушем-старшим, вызывает у нее очевидные сомнения. Весы, на которых она взвешивает факты и тенденции, отличаются завидной точностью.

Временами может возникнуть ощущение, что Тэтчер передергивает - например, в том, что касается евроинтеграции. Однако это не ошибка аналитика и не дешевая политическая риторика. Это мнение политика, который больше всего доверяет своему здравому смыслу и привык действовать жестко и достигать заоблачных целей, даже если подавляющее большинство смотрит на ситуацию совершенно иначе. Какие-то оценки - вроде оценки перспектив российской экономики на основании посещения магазина сыров в Нижнем Новгороде в 1993 году - могут показаться наивными. Но хватит ли у кого-нибудь смелости обвинить Маргарет Тэтчер в наивности?

Сама Тэтчер так объяснила, зачем она взялась за перо: "Мне хотелось написать еще одну книгу, такую, которая была бы посвящена будущему. В наш век, век специалистов по воздействию на общественное мнение и средств массовой информации, очень опасным становится увлечение лидеров модой, отказ от здравого смысла и твердых убеждений. Совсем не это позволило Западу победить в 'холодной войне' и дало возможность заложить фундамент сегодняшней свободы и процветания. Чтобы плодами наших усилий смогли воспользоваться наши дети и внуки, Запад никогда не должен терять бдительности и проявлять слабость. Моя цель - показать, как можно добиться этого и что нужно делать". Госпоже Тэтчер это в полной мере удалось.