Ленин как тренд

Всеволод Бродский
22 декабря 2003, 00:00

Славой Жижек - звезда современной философии, ученик Жака Лакана, оппонент Мишеля Фуко, лектор и профессор многочисленных университетов - от родного Люблянского до Принстона, наследник славы несколько уже поднадоевших Бодрийяра и Дерриды. Как и положено нынешнему европейскому интеллектуалу, Жижек переполнен левыми идеями, хоть и своеобразно переработанными: воспринятый через Теодора Адорно неомарксизм он скрещивает с психоанализом Лакана, добавляя к нему всего понемножку - от Кьеркегора до голливудской продукции. "13 опытов о Ленине" - хитроумная попытка вписать в современный интеллектуальный контекст наследие Владимира Ильича, на первый взгляд мало к тому пригодное.

Интересно, что издательство Ad Marginem выпустило эту книжку в сотрудничестве с КПРФ - то ли на коммунистов произвело магнетическое впечатление ее название, то ли партия Зюганова нынче пытается предстать мощной интеллектуальной элитой, организованной в единый миллионнопалый и очень умный кулак. Видимо, желание это было настолько сильно, что внутрь книжки ответственные за культурный сектор партийные функционеры не заглядывали. И слава Богу. Ленина в книге Жижека примерно столько же, сколько Годо в пьесе "В ожидании Годо" - то есть почти что нет. Вот, например, опыт номер четыре - под завлекательным названием "Ленин как слушатель Шуберта". Владимир Ильич появляется здесь в самом начале: Жижек описывает, как вождь мирового пролетариата слушал "Аппассионату" (сперва Ленин отчего-то кричит в голос, затем заявляет, что эта музыка лишает его революционного пыла). Дальше Ленин полностью тонет в потоке богатых интеллектуальных экзерсисов Жижека, методом свободных ассоциаций перескакивающего от Шуберта к Сталинградской битве, затем к Швейку, Гитлеру, Эрнсту Юнгеру, Генри Джеймсу - чтобы завершить весь этот пир духа психоаналитическим пассажем в духе Лакана о Реальном Другом.

Примерно так же сконструированы и остальные двенадцать опытов. Несчастный Ленин беспомощно барахтается в сложных мыслительных процессах современного интеллектуала. Периодически на поверхность всплывают названия его трудов, цитаты из "Апрельских тезисов" и писем к Инессе Арманд - чтобы немедленно раствориться в антиглобалистических лозунгах, глубокомысленном разборе фильма "Бойцовский клуб" и психоанализе транснациональной экономики. Жижек говорит "Ленин" - а подразумевает некий условный конгломерат из Гегеля, Фрейда и диктатуры пролетариата. Ожидания отечественных коммунистов не сбылись - нынешние европейские левые, к счастью, вовсе не собираются воскрешать ленинизм. Все, что им нужно, - превратить Ленина в модный культурный тренд, чтоб было о чем писать книжки и читать лекции в Принстоне.