Не на что тратить?

Экономика и финансы
Москва, 22.12.2003
«Эксперт» №48 (401)
Создание стабилизационного фонда свидетельствует о неготовности правительства эффективно распорядиться дополнительными бюджетными доходами внутри страны

Теория не дает конкретного ответа на вопрос об оптимальном значении денежной массы. В развитых странах отношение денежной массы к ВВП более чем вдвое выше, чем в нашей стране, - у нас даже с учетом валютных депозитов он едва превышает 20%. Но такое простое сравнение неправомерно, ибо не учитывает различия в состоянии экономики разных стран, в частности относительно высокий уровень инфляции в нашей стране.

Финансовые власти в прошлом году, на мой взгляд, переусердствовали в стерилизации излишнего, по их мнению, денежного предложения. Минфин держал значительную часть профицита бюджета в виде финансового резерва на счетах в ЦБ, где они обесценивались в соответствии с инфляцией. Правительство утверждало, что использование этих средств могло ускорить инфляцию. Но этот аргумент не выдерживает критики. Ведь вся денежная масса на конец 2002 года на порядок превышала размер средств финансового резерва, а рост денежной массы в первой половине 2003 года почти на 23% сопровождался не ускорением, а снижением инфляции.

Денежные власти оправдывали политику накопления финансового резерва не только борьбой с инфляцией, но и необходимостью иметь резервы на случай ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. Еще в 2000 году, когда резко улучшились условия внешней торговли, некоторые правительственные экономисты стали предупреждать об опасности принятия государством повышенных бюджетных обязательств, которые, может, и не удастся выполнять в будущем, когда внешние условия станут ухудшаться. Более того, правительство даже пошло по пути реального сокращения расходов федерального бюджета на производственные цели, мотивируя это тем, что желательно снижать налоги. Профицит бюджета в последние годы объясняется не только развитием экономики, но и ограничением роста непроцентных расходов.

Дальнейшим развитием идеи накопления резервов стало принятие Госдумой в конце нынешнего ноября Закона о создании стабилизационного фонда, который придет на смену финансовому резерву и начнет формироваться с будущего года. В него ежемесячно будут зачисляться дополнительные поступления в федеральный бюджет таможенных пошлин на нефть и налога на добычу нефти (НДПИ), которые возникнут в результате того, что цена на нефть марки Urals превысит базовую цену, равную 20 долларам за баррель. Кроме того, в него будет зачисляться часть остатков средств федерального бюджета на начало года. Средства стабилизационного фонда могут использоваться только для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если объем средств фонда превысит 500 млрд рублей, а до того они должны вкладываться в долговые обязательства иностранных государств. По расчетам, превышение таможенных пошлин и НДПИ на нефть может составить в 2004 году 83,4 млрд рублей, а финансовый резерв на начало будущего года - 172,9 млрд рублей.

Таким образом, значительные средства предполагается на неопределенное время отвлечь от использования внутри страны и вложить их под низкие пр

Новости партнеров

«Эксперт»
№48 (401) 22 декабря 2003
Антитеррористическая операция
Содержание:
Улов спецкоманды-121

Арест Саддама Хусейна только усилит подпольно-партизанскую войну в Ираке. Очищенное от имени ненавистного тирана, сопротивление американской оккупации привлечет много новых участников

Международный бизнес
Наука и технологии
Реклама