Пять процентов для маневра

Русский бизнес
Москва, 22.12.2003
«Эксперт» №48 (401)
Со следующего года все российские продавцы товаров и услуг не будут платить пятипроцентный налог с продаж. Воспользоваться этой поблажкой компании собираются по-разному

Российское правительство объявило об отмене налога с продаж (НСП) с января 2004 года. Напомним, что этот временный налог был введен летом 1998 года как компенсация региональным бюджетам за пятипроцентное снижение налога на добавленную стоимость. Кроме того, НСП заменил 16 ранее существовавших местных налогов и сборов.

Почти пять лет ведущие российские розничные компании выступали за отмену НСП, и в 2002 году правительство приняло решение о его отмене с 2004 года. Однако запланированная отмена налога оказалась под угрозой в мае этого года, когда ряд депутатов Госдумы, защищая интересы региональных властей, попытались сохранить налог (самым ярым сторонником сохранения налога выступала фракция ОВР, возглавляемая столичным мэром). В ответ на это руководители ряда крупных розничных сетей ("Копейка", "М.видео", "Седьмой континент", "Снежная королева", "Спортмастер", "Перекресток", "Петровский" и "Пятерочка") заявили, что гарантируют снижение цен в своих магазинах на 5%, если налог с продаж все же будет отменен. При такой постановке вопроса депутаты были вынуждены уступить интересам покупателей (в то время - потенциальных избирателей), и правительственный проект был принят. Казалось бы, ситуация простая, но чем ближе 1 января, тем все сомнительнее перспектива всеобщего удешевления.

Недособирали

Налог с продаж - косвенный налог, который взимается с граждан и юридических лиц при оптовой или розничной торговле отдельными видами товаров и услуг (кроме товаров первой необходимости). Перечень товаров и услуг, облагаемых НСП, утверждался правительством: в него вошли все подакцизные товары, автомобили, дорогие мебель, одежда, меха, ювелирные изделия, деликатесы, радиотехника, видеопродукция и компакт-диски, услуги туристических фирм и гостиниц высокого класса, услуги по рекламе.

Законодательные власти субъектов федерации имеют право устанавливать ставку налога с продаж до 5% (в большинстве регионов ставка быстро подобралась к максимальной) и расширять перечень товаров, однако не могут включать в него товары и услуги, утвержденные правительством как необлагаемые НСП (например, похоронные). Фактически НСП платят покупатели, приобретающие товары и услуги по ценам, уже включающим налог. Например, если налог с продаж взимается по максимальной ставке, он делает дороже на 1 тыс. долларов автомобиль за 20 тыс. долларов и на рубль - бутылку пива за 20 рублей. Более половины всех поступлений от НСП, по словам министра финансов РФ Алексея Кудрина, сегодня приходятся на Москву (36%), Московскую область (10%) и Санкт-Петербург (8%). По данным Минэкономразвития, за 2002 год оборот продаж и услуг достиг примерно 5 трлн рублей, соответственно, НСП должен был составить 250 млрд. Но фактические сборы в прошлом году не превысили 50 млрд рублей. Правительство объясняет неэффективность сбора налога существованием "большого количества различных схем ухода от уплаты НСП". Впрочем, даже при такой низкой собираемости местным и региональным бюджетам НСП, который взимается в 80 регионах

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №48 (401) 22 декабря 2003
    Антитеррористическая операция
    Содержание:
    Улов спецкоманды-121

    Арест Саддама Хусейна только усилит подпольно-партизанскую войну в Ираке. Очищенное от имени ненавистного тирана, сопротивление американской оккупации привлечет много новых участников

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама