Взаимоотношения крупнейших интегрированных бизнес-групп (ИБГ) и банков в настоящее время характеризуются следующими важнейшими сюжетами.
Первый сюжет - рост самостоятельности банковского звена внутри крупнейших ИБГ. Вложения в капитал банков все в меньшей мере опираются на взносы со стороны ключевых собственников и все в большей - на самофинансирование и инвестиции высшего менеджмента банков.
Основная причина этих сдвигов - недостаточный уровень рентабельности банковского бизнеса по сравнению с другими сегментами ИБГ (не только сырьевыми).
Характерные примеры таких изменений - произошедшие или ожидаемые сдвиги в структуре собственников МФО "Менатеп", Росбанка и "Автобанк-НИКойла" (после слияния с "Уралсибом", которое приведет к снижению доли собственников "НИКойла" в образующемся банке).
Второй сюжет - попытки привлечения независимых от ИБГ компаний к участию в капитале банков, входящих в ИБГ. Такую политику проводит, например, "Интеррос". Круг собственников Росбанка уже сейчас включает "Сургутнефтегаз" и в ближайшее время может быть расширен за счет Новолипецкого и Магнитогорского металлургических комбинатов. При этом представители обоих металлургических гигантов уже включены в совет директоров банка. В ряде своих выступлений глава "Интерроса" Владимир Потанин утверждал, что идеальным вариантом для него было бы равноправное участие в капитале Росбанка как группы "Интеррос", так и других крупных корпораций - его клиентов.
Третий сюжет - в рамках клуба крупнейших ИБГ сложился "общий кредитный рынок". Речь идет о достаточно масштабном кредитовании банками - участниками крупнейших ИБГ компаний, входящих в состав "чужих" групп. Собственные банки выполняют в рамках ИБГ не столько функцию источника ресурсов, сколько функции казначейств, инвестиционных брокеров, организаторов выхода материнских компаний на финансовые рынки. Немаловажное место в деятельности аффилированных банков занимает проведение для ИБГ схем (в принципе легальных), связанных с оптимизацией налогообложения, перераспределением и обезличиванием собственности и т. п.
Четвертый сюжет - ряд крупнейших банков взял курс на диверсификацию бизнеса - форсированное развитие операций, не связанных с обслуживанием материнских компаний. Основные направления диверсификации - создание широкой региональной сети филиалов, способных работать со средним бизнесом и заниматься ритейлом. Наиболее важными событиями 2003 года, демонстрирующими эту тенденцию, стали покупка Росбанком группы ОВК и заявленное слияние "Автобанк-НИКойла" с "Уралсибом". В этом же ряду стоит широкомасштабная скупка региональных банков, проводившаяся МДМ-банком начиная с 2001 года.
Пятый сюжет - появление целого ряда "звезд второй величины" - новых ИБГ и компаний, как правило, опирающихся на собственность в обрабатывающем секторе. Примеры: Балтийская объединенная судостроительная компания, группа "Гута", Агромашхолдинг, Национальная резервная корпорация, Трубная металлургическая компания. Большая часть этих новых структур не имеет кэптивных банков и вряд ли пойдет по пути Олега Дерипаски - покупать банки и интегрировать в группу. Это слишком дорогое удовольствие, которое им, пожалуй, не по карману. Поэтому "звезды второй величины" могут рассматриваться в качестве перспективных стратегических партнеров для банков-лидеров, входящих в "старые" ИБГ. Аффилированность этих банков не будет отпугивать "новичков", поскольку они достаточно сильны для того, чтобы избежать риска недружественного захвата.