Национализм и либерализм

Общество
Москва, 12.01.2004
«Эксперт» №1 (402)
До тех пор пока нация не займет твердое место в системе общественных ценностей, мы так и будем уничтожать самонужнейшие слова, а с ними - и Россию

Конца семейного разрыва,
Слиянья всех в один народ,
Всего, что в русской жизни живо,
Квасной хотел бы патриот.
гр. А. К. Толстой



Доколе идея России и идея свободы органически не соединятся - пока же это, к несчастью, лишь мечта, далеко не всеми разделяемая и даже понимаемая, - разделенные приверженцы что той, что другой идеи будут обречены на методическое уничтожение самоважнейших слов, повинных в том, что они насущны и значимы для оппонента. С одной стороны - демократ, либерал, реформатор, с другой - патриот, националист, государственник, держава, и все мертвы, все - ругательства. Нужно сделать над собой серьезное усилие, чтобы осознать трагизм такой практики.

Либеральные этимологии

Понятия свободы (лат. libertas) почти никто - по крайней мере, на словах - не отрицает, ибо на нем покоится вся наша цивилизация. Человек, являясь образом и подобием Божьим, к которому обращено предостережение апостола "Вы куплены дорогой ценой. Не делайтесь рабами человеков", не может быть винтиком, не может быть глиной в руках государства. Между тем "либерал", то есть, собственно, поборник свободы, - есть ругательное слово, указывающее и на бездумное доктринерство, и на цинизм, и на прямую вороватость. В лучшем случае - на чрезмерно идеалистическое прекраснодушие, на младенчество не по сердцу, а по разуму. С тем, что донельзя запущенный российский быт нуждается в разумных преобразованиях (лат. reforma), также согласятся все, тогда как слово "реформатор" стало решительно обидным (а в местах лишения свободы выражение "молодые реформаторы" приобрело и вовсе непристойный смысл).

Националистические этимологии

Но ничуть не лучше дело обстоит и на противоположном фланге. Естественная любовь к земле отцов (лат. pater), вытекающая из заповеди "чти отца своего и матерь твою, и да благо ти будет и долголетен будеши на земле", та любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам, на которой покоится самостоянье и величие человека, - она не менее устойчиво ассоциируется с узколобой злостью ко всему нерусскому, если не вовсе с погромом. Национализм - не в лучшем положении. За исключением крайних либертарианцев, отрицающих существование всяких надличностных общественных реалий, все соглашаются с тем, что между минимальной общностью, то есть семьей, и общностью максимальной, то есть человечеством, существуют промежуточные устойчивые общности, важнейшей из которых является нация. Важнейшей, ибо, соединяя людей на основе общей судьбы, общих преданий и культурных переживаний, она облегчает общественную коммуникацию (одно дело - сообщаться при наличии единого культурного кода, другое дело - при его отсутствии, по методу "твоя-моя не понимай") и служит залогом необходимой общественной солидарности. Когда мы в сугубо либеральном духе признаем уникальность и неповторимость каждой человеческой личности, по-своему осуществляющей замысел Создателя о себе, ничто не препятствует нам сходным образом признавать такую же уникальность и ценность каждой национальной личности, веря в то, что у Созда

У партнеров

    «Эксперт»
    №1 (402) 12 января 2004
    Гражданское общество
    Содержание:
    Тема недели
    Экономика и финансы
    Реклама