Что будет в реальности

Русский бизнес
Москва, 12.01.2004

Однако это все лишь мечты. Что нас ждет в реальности? Каковы риски следующего года и каков наиболее вероятный сценарий развития событий?

Главный риск, конечно, лежит в плоскости отношения власти к крупнейшим собственникам страны. Накануне Нового года, выступая перед ТПП, Владимир Путин намекнул, что есть еще пять-семь человек в стране, которые не могут быть вполне спокойны за свою собственность. Чего конкретно хочет добиться президент, понять невозможно. Но появление публикации Джозефа Стиглица показывает, что пути легитимного исправления ошибок приватизации ищутся и, учитывая настойчивость президента, скорее всего, поиски будут продолжены и олигархов как-то заставят заплатить за слишком дешево приобретенную госсобственность.

Отсюда два очевидных риска. Первый, внутренний, будет связан с жесткостью выбранной схемы. Если большинству предпринимателей в России она покажется слишком жесткой и если возникнет возможность ее широкого тиражирования (далеко за пределы списка пяти-семи), то неизбежно возобновление оттока капитала и притормаживание инвестиций. А вслед за этим возможны и компенсационные меры - государственные или окологосударственные инвестиции из средств, например, стабилизационного фонда в отрасли, выбранные властью в качестве приоритетных. Такие инвестиции, как уже было сказано, опасны снижением общей эффективности экономики. Однако вероятность такого развития событий - не более 50%. Против нее играют и осторожность президента, и достаточное число либерально настроенных экономистов в его окружении. Скорее всего, будет долго искаться вариант полюбовного разрешения конфликта вокруг крупнейшей собственности. На наш взгляд, он - в обсуждении стратегий развития крупнейшей собственности и прямом увязывании этих стратегий с интересами страны. Если такой компромисс найдется, то вопрос о расплате перестанет иметь смысл.

Второй риск связан с возможностью слишком резкого открытия рынка для иностранного капитала. Опять-таки косвенно об этом говорит предложение Стиглица. Да и вообще, если власть одновременно видит врага в национальном крупном капитале и в упор не видит партнера в среднем бизнесе (не по рангу), то она может предположить, что хозяйство нуждается в поддержке внешними экономическими силами, прежде всего европейскими.

Что касается более общих вещей, выходящих за рамки проблем крупного капитала, то, скорее всего, ничего особенного происходить не будет. Власть уже обозначила свой первый приоритет - рынок недвижимости, и это сигнал, благодаря которому в течение года на этом рынке можно ожидать позитивных изменений, которые приведут к ускорению физического роста этого рынка. А он, в свою очередь, даст импульс всей экономике. Поскольку других кластеров такой же стадии готовности решений нет, это, по всей видимости, и будет главное реальное действие власти.

Однако как раз опыт жилищного рынка показывает и нам, и власти, что кластерную политику продвигать можно. Поэтому, скорее всего, власть будет готова к контакту по многим другим российским кла

У партнеров

    «Эксперт»
    №1 (402) 12 января 2004
    Гражданское общество
    Содержание:
    Тема недели
    Экономика и финансы
    Реклама