Новая волна

Русский бизнес
Москва, 12.01.2004
«Эксперт» №1 (402)

Когда мы готовили эту статью, мы разговаривали с представителями многих средних компаний и чаще всего слышали: "Да что вы. Экономический рост зависит не от нас, а от цен на нефть. Мы лишь следуем за трендом". Именно это всеобщее убеждение, что в механизме экономического роста по-прежнему главным колесом являются нефтедоллары, и привело к тому, что практически никто в стране не прогнозировал высокого роста в 2003 году. Казалось, что все, что дала девальвация, уже исчерпано, что нужна модернизация экономики, то есть инвестиции, что при этом никаких признаков активизации инвестиций нет и остаются только все те же нефтедоллары, которые и должны дать 3-3,5% роста.

У нас было другое впечатление. Интуитивно мы полагали, что средние компании в условиях растущего рынка и все более мягкого денежного климата должны были за три постдевальвационных года дозреть до среднесрочных хозяйственных планов и инвестиций. Кроме того, мы прекрасно видели, что и сырьевые компании думают о расширении своей деятельности и нуждаются в инвестициях. Именно поэтому мы прогнозировали на 2003 год 5-6% роста вопреки всеобщему пессимизму.

К счастью для нас, это произошло, и даже с перебором. Начало 2003 года ознаменовалось потоком новостей об инвестиционных планах компаний всех сортов. Чуть позже статистика зафиксировала реальный, и очень быстрый, рост инвестиций - 12% в 2003 году против менее 3% годом ранее. Особенно заметны были эти процессы на рынке корпоративных облигаций, где все операторы свидетельствовали не только о растущих объемах, но и о растущем разнообразии участников рынка. Помимо традиционных сырьевиков на рынок стали выходить средние компании из потребительского сегмента, и их бумаги покупали. Те же операторы говорили и еще об одной очень важной черте новых эмитентов - они могут брать в долг задорого, потому что доходность их бизнеса редко опускается ниже 20%.

Что же произошло? На наш взгляд, началась новая волна подъема. Причем началась она в 2002 году. А в 2003-м она просто раскрутилась и стала очевидной. Эта волна оказалась действительно связанной с новыми хозяйственными планами многих субъектов экономики. Вот, например, такое удивительное совпадение. Разговаривая с предпринимателями, мы услышали, что большинство из них именно летом-осенью 2001 года (то есть накануне старта новой волны) приняли новые стратегии развития своих компаний. Эти стратегии связаны, как правило, с более точным позиционированием компаний - отсечением неконкурентоспособных производств и концентрацией усилий на товарах и услугах с очевидно большим потенциалом спроса и, как следствие, с инвестициями в новое, более современное производство. Лидеры, которые приняли такие стратегии, не видят сегодня ограничений для своего развития. Большинство из них предполагает, что в следующем году рост продолжится: для них на уровне 25-30%.

Сбудутся ли ожидания? Скорее всего, да. Механизм роста, который сложился сегодня в России, идеален: с одной стороны, наличие актуальных хозяйственных планов сотен субъе

У партнеров

    «Эксперт»
    №1 (402) 12 января 2004
    Гражданское общество
    Содержание:
    Тема недели
    Экономика и финансы
    Реклама