Быстро скачем

Русский бизнес
Москва, 12.01.2004
Российским производителям товаров и услуг нужна новая творческая энергия для того, чтобы создать уникальное предложение на рынке и захватить эмоции покупателей

"Привет, друг! Я давно тебя ищу!" - с этими словами российский производитель пива "Тинькофф" Олег Тиньков обратился к известному итальянскому фотохудожнику, создателю скандальной рекламной кампании Benetton Оливеро Тоскани. Друг откликнулся и вскоре стал креативным директором компании "Тинькофф". Появление в российском бизнесе эксцентричного креативщика, имеющего мировую славу, не случайно: российский рынок все больше нуждается в творчестве. Цена-качество продукта уже не являются решающими факторами конкурентного преимущества компании на рынке. Сегодня рыночные игроки все больше думают о том, как захватить эмоции потребителей, вызвать у покупателя ощущение уникальности предлагаемого им продукта. Именно эту задачу в ближайшее время и будет решать большинство отечественных компаний.

Короткая эпоха

С самого начала российские потребители оказались куда более требовательными и прихотливыми, чем на Западе. Отечественный рынок быстро проскочил этап индустриального потребления, когда товары и услуги приобретаются только для того, чтобы удовлетворить насущные потребности. Если в прошлом веке в Америке с начала экономического подъема до того момента, когда у каждого американца появилась "курица в кастрюле и машина в гараже", прошло несколько десятилетий, то нам на утоление постсоветского голода понадобилось не более десяти лет. Еще в 90-х годах иностранные импортеры и производители отмечали не характерное для развивающегося рынка стремление наших потребителей ценить нематериальные свойства товара, готовность за них переплачивать. Поэтому эпоха стандартного продукта по низкой цене в России была очень короткой: российские производители, "с колес" освоив производство типового продукта по завезенным с Запада технологиям, моментально включились в постиндустриальную гонку за новыми моделями, широким ассортиментом, дизайнерскими разработками и новациями в сервисе.

В последние годы этому способствовало и снижение темпов роста потребительской активности. До 2002 года российский рынок рос с феноменальными темпами - в среднем 25-30% в год, а по некоторым отраслям рост доходил и до 100%. В 2002 году темпы роста потребительского рынка по сравнению с 2001 годом сократились в среднем на треть. Сокращение роста потребительской активности сопровождается качественным изменением спроса и ростом конкуренции на рынке. Сегодня такие характеристики товара, как цена-качество-послепродажное обслуживание и проч., оказываются для покупателя само собой разумеющимися. Спрос становится более дифференцированным: покупатели хотят продукта, отвечающего их индивидуальным потребностям. В ответ на это российские компании стали все больше задумываться над собственной дифференциацией - созданием новых видов продукции и поиском рыночных ниш. Производители переключают свое внимание с производства на рынок, на маркетинг - здесь сегодня и разворачивается основная борьба за уникальные конкурентные преимущества.

У каждого свой гель

Новый, ориентированный на маркетинг этап в развитии бизнеса многие п

У партнеров

    «Эксперт»
    №1 (402) 12 января 2004
    Гражданское общество
    Содержание:
    Тема недели
    Экономика и финансы
    Реклама