INSEAD становится ближе

Станислав Шекшня
19 января 2004, 00:00

Глава кафедры предпринимательства первой европейской бизнес-школы Филип Андерсон рассказал "Эксперту" о том, чему в ней могут научить российских бизнесменов

Созданной в 1957 году первой европейской бизнес-школе INSEAD всегда приходилось догонять своих значительно более опытных заокеанских конкурентов (в Гарварде бизнес-школа существует с 1908 года, в Стэнфорде - с 1925-го). И если в США курсы по предпринимательству и развитию малого бизнеса появились уже в 1950-е годы, то в INSEAD кафедра предпринимательства возникла лишь в 1996 году. Когда в 2001 году ее возглавил профессор Филип Андерсон, он решил, что INSEAD станет глобальным лидером в обучении предпринимательству.

Бывший армейский офицер, Андерсон работал независимым программистом и сам создал несколько бизнесов. Он преподавал предпринимательство в школах бизнеса университетов Корнелл и Дартмут (США). В INSEAD кроме кафедры предпринимательства Филип Андерсон руководит 3i VentureLab. Он занимается исследованиями в области технологических инноваций, управления ростом предпринимательских компаний, стратегии прямых инвестиций. Он консультирует такие компании, как American Express Financial Advisors, Bristol-Myers Squibb, Commerce One, Dow, Glaxo SmithKline, Hewlett-Packard, J. M. Huber, Intel Capital, John Deere, Merrill, The New York Times, Roche, Sonera, Telenor и другие.

- Профессор Андерсон, предприятие, предпринимательство начинается с конкретного человека, с его амбиций, мечты, видения, говоря языком бизнеса. Каково ваше видение INSEAD и кафедры предпринимательства?

- У меня есть четкое видение - к концу нынешнего десятилетия INSEAD будет международной школой номер один в области предпринимательства, а возглавляемое мной подразделение - я предпочитаю называть его департаментом предпринимательства и семейного бизнеса - лучшим в мире в своей области.

Сегодня INSEAD - одна из ведущих бизнес-школ мира. В двух кампусах школы в Фонтенбло под Парижем и в Сингапуре учатся восемьсот пятьдесят студентов на двух программах MBA - традиционной и executive. По итогам разных обзоров мы устойчиво занимаем места в первой десятке, в основном в головной ее части. Скорее всего, INSEAD - ведущая бизнес-школа в Европе. Наверное, мы можем обоснованно претендовать на звание самой интернациональной школы, но этого пока нельзя сказать о предпринимательстве.

- А зачем это INSEAD? Не лучше ли развивать то, что уже хорошо получается, ту же интернационализацию? Предпринимательство совсем другая тема. Многие смеются, когда слышат о курсах по предпринимательству. Никто из успешных российских бизнесменов не учился предпринимательству, но они сумели построить колоссальные империи в очень короткий период времени...

- Во-первых, потому что я верю в предпринимательство. Предпринимательство - это то, что движет человечество вперед. И не только в области экономики, валового продукта на душу населения. Становясь предпринимателем, человек получает уникальную возможность встряхнуть существующую социальную структуру. Если вы делаете что-то, что имеет потребительскую стоимость, ценность, люди покупают вашу продукцию вне зависимости от вашего происхождения, социального статуса, религии, цвета кожи. Предпринимательство объединяет людей.

Во-вторых, предприниматели нужны обществу как средство против спячки, катализаторы изменений. Большие корпорации редко любят предпринимателей, а напрасно. Нападая на гигантов или сотрудничая с ними, "малыши" заставляют их изменяться, а значит, выживать.

- Кстати, о гигантах. Я считаю, что в значительной степени интерес к изучению предпринимательства и обучению ему связан с изменением ситуации на рынке труда и наших представлений о карьере. Тридцать лет назад выпускник программы MBA INSEAD поступал на работу в крупную компанию и планировал, как он через тридцать лет станет ее вице-президентом. Сегодня ситуация другая - две трети выпускников INSEAD создают свои компании в течение пяти лет после окончания школы, в том числе и потому, что у них нет привлекательных предложений работы по найму.

- Ну, они и раньше создавали свои предприятия. Но я согласен, что эра работы по найму закончилась, начинается эра предпринимательства.

- Я бы сказал - предпринимательского отношения к жизни и к карьере. Можно всю жизнь формально проработать по найму и быть предпринимателем по духу и по образу действий. Посмотрите на Дэвида Бэкхема - наемный футболист, почти раб, а какое предприятие "Бэкхем Inc." он создал: в Японии узнаваемость его имени девяносто процентов, выше чем у кока-колы.

- Именно этому, предпринимательству как образу мыслей и действий, мы и учим. Мы готовим студентов к различным предпринимательским карьерам - созданию собственного операционного бизнеса, выкупу существующих компаний или их частей, управлению прямыми инвестициями, консультированию и другим видам индивидуальной профессиональной деятельности. Я хочу назвать некоторые курсы, которые предлагает студентам наш департамент: "Новые предприятия", "Семейные компании", "Выкуп бизнеса управляющими", "Управление ростом предпринимательской компании", "Выход из бизнеса", "Возможности и бизнес-модели", "Лидерство в предпринимательстве", "Предпринимательские финансы и венчурный капитал".

- Вы приобрели известность в академическом мире, разграничив инновации на "разрушающие компетенции" и "усиливающие компетенции". Вторые, как, например, изобретение электрических пишущих машинок, помогают существующим компаниям, в данном случае производителям механических машинок, укрепить свое положение. Первые, как вытеснение той же пишущей машинки персональным компьютером, способствуют появлению новых игроков и закату старых. В чем "разрушительная сила" того, что делает INSEAD, по сравнению с другими бизнес-школами, где тоже учат предпринимательству?

Нам в INSEAD неинтересен метод рецептов. Основным в исследовании и преподавании предпринимательства для нас является вопрос "почему?", а не "как правильно?"

- И в том, что мы делаем, и в том, как мы это делаем. Вы сказали, что многие смеются над курсами по предпринимательству. Это происходит оттого, что предпринимательство преподается в формате готовых рецептов. Студентам преподносят рецепты того, как писать бизнес-план, как искать инвесторов, как нанимать сотрудников. Вам, например, могут рассказать, как эффективно управлять производителями микрочипов, работающими в Силиконовой долине. Очень интересно, но что делать, если вы при этом находитесь в России? Бытует мнение, что, конечно, рецепт подходит не полностью, поскольку студенты находятся не в Силиконовой долине, но в общем и целом, если ему следовать, можно добиться успеха. В этом основная проблема метода рецептов - считается, что есть один рецепт, задача только в том, чтобы его открыть, а остальное - только отклонения от рецепта, связанные с культурными или географическими различиями.

Мы в INSEAD отвергаем такой подход. Нам неинтересен метод рецептов. Основным в исследовании и преподавании предпринимательства для нас является вопрос "почему?", а не "как правильно?". Почему столько предпринимателей с прекрасными техническими идеями не могут реализовать их? Почему такой высокий процент новых бизнесов погибает? Почему абсолютное большинство предпринимательских компаний не растет дальше определенной точки? Мы изучаем предпринимателей из разных культур и отраслей с целью увидеть общие тенденции, которые позволили бы ответить на эти основные "почему". Мы считаем, что это единственный конструктивный подход к исследованию предпринимательства.

Существует, наверное, от десяти до двадцати фундаментальных проблем, которые предприниматели должны разрешить, чтобы выжить и преуспеть. Мы еще не определили все такие проблемы, но нам известны некоторые из них. Например, классическая проблема доверия и признания. Большинство предпринимателей начинают, имея за душой широкую улыбку и больше ничего. Но для того, чтобы их предприятие работало, необходимы поддержка или признание других людей - инвесторов, клиентов, сотрудников. Можно называть это лидерством, можно - искусством убеждать, но без этого невозможно ни одно успешное предприятие. Для того чтобы реализовывать такие исследования и трансформировать их в образовательные программы, мы создаем совершенно особое сообщество внутри департамента предпринимательства INSEAD.

Что такое кафедра предпринимательства в бизнес-школе? Несколько преподавателей, которые часто являются ушедшими на пенсию предпринимателями без какой-либо академической подготовки и интереса к исследованиям. Я же делаю ставку на ученых мирового класса, которые определят развитие предпринимательства как дисциплины на следующее десятилетие. Эти люди составят интеллектуальную основу департамента. Во-вторых, аффилированные профессора, сочетающие научную и учебную деятельность с предпринимательской. Они в буквальном смысле слова преподают то, чем живут. И наконец, очень важна фигура "предпринимателя на кампусе". Это практики, чья основная функция - отвечать на вопросы. Если у студентов или выпускников есть вопросы от "где искать инвесторов для моей компании" до "на какой бумаге печатать бизнес-план" - у них есть собеседник, прошедший через огонь, воду и медные трубы предпринимательства.

Имея такое сочетание опыта и знаний, мы можем предложить студентам INSEAD уровень преподавания и консультирования, недоступный ни одной другой школе. При этом следует помнить еще об одном мощном ресурсе - выпускниках-предпринимателях, с которыми мы поддерживаем очень тесные отношения: они регулярно участвуют в работе департамента.

- Россия сегодня одна из немногих стран, где у выпускников ведущих бизнес-школ есть широкие возможности как для работы по найму, так и для создания собственного бизнеса. Но далеко не все из них оказываются успешными. Один из знакомых мне предпринимателей имеет достаточно негативный опыт привлечения выпускников INSEAD - с некоторыми он расстался сам, другие ушли по собственной инициативе, но никому не удалось совершить что-то значительное.

- Мне трудно комментировать эту конкретную ситуацию, поскольку я не знаю деталей. Но я могу сказать, что в INSEAD существует огромный пробел в отношении того, что происходит в России, да и в некоторых других регионах мира. К счастью, мы, кажется, нашли средство борьбы с этим. Как происходило изучение России в INSEAD до сих пор? Если появлялся какой-то профессор-энтузиаст, он ехал в Россию, проводил исследования, описывал результаты и переключался на что-то новое. Иногда такие исследования давали очень интересные результаты, иногда - нет, но всегда они оставались на периферии, не интегрировались в учебные программы. Мы поняли, что нам необходим специальный центр, целью которого стало бы изучение России. В свое время INSEAD создал такой центр для изучения бизнеса в Азии, сегодня он превратился во второй кампус школы в Сингапуре.

В России есть что изучать - за последнее десятилетие экономика страны изменилась неузнаваемо, и главной силой этих перемен были предприниматели. Их опыт очень интересен с точки зрения первоначального финансирования бизнеса в стране, где не было рынка капитала, создания целых новых отраслей, таких как инвестиционные банки или системная интеграция, взаимодействия с государственным сектором и государством. Будет очень интересно наблюдать за тем, как успешные российские бизнесмены решат сложнейшую для любого предпринимателя задачу подготовки преемника и передачи ему управления.

- Фактически российский центр INSEAD уже действует. Подготовлены учебные кейсы, завершено исследование о российских бизнес-лидерах, проводится конференция о компаниях мирового класса в России. А что от всего этого получат действующие российские предприниматели?

- Во-первых, INSEAD - это не только MBA, но и крупнейший центр образования для действующих менеджеров и предпринимателей. У нас есть для них специальные программы, например "Управление семейным бизнесом" или "Программа для владельцев и директоров бизнеса". Я также не исключаю создания специальных программ, в полной мере отражающих специфику России. INSEAD реализует штучные программы для многих международных компаний, мы будем делать то же самое в России.

Во-вторых, INSEAD - это центр огромной сети знаний и отношений, в которую помимо профессоров, выпускников и студентов школы входят сотни компаний, банков, венчурных капиталистов, отдельных предпринимателей, политиков. Это очень продуктивная бизнес-среда, и российские предприниматели выиграют, став ее частью. Хочу отметить, что мы не дискриминируем людей, не учившихся в INSEAD, - двери открыты для всех.

Нам нужны действующие российские предприниматели. Нужны как герои исследований, как "предприниматели на кампусе", как участники конференций и "круглых столов", как гости в студенческой аудитории, как спонсоры. INSEAD не получает ни копейки от какого-либо государства и живет за счет платы за обучение и донорства.

- Видите ли вы кампус INSEAD в Москве 2010 года?

- Пока в 2010 году я вижу только департамент предпринимательства номер один в мире. На нем действительно написано INSEAD.